Закон об оффшорах

Отражение вопроса об оффшорах в российском законодательстве

Закон об оффшорах

УДК: 33.338.2

ОТРАЖЕНИЕ ВОПРОСА ОБ ОФФШОРАХ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Минина Т.И., к.э.н., доцент, Баранова Т.Ф., студент Российский Технологический университет – МИРЭА, Москва

Аннотация: В статье рассматриваются законодательные акты Российской Федерации в отношении оффшоров. Были выделены и проанализированы основные нормативные акты. Также были рассмотрены рекомендации БЛТБ, на основании которых организовывалась работа в российском законодательстве в отношении оффшоров.

Ключевые слова: ЕЛТБ, рекомендации ЕЛТБ, оффшоры, законодательство об оффшорах.

Каждый год более 65 тысяч новейших фирм фиксируются в оффшорах, в которые уходит более 50% частного капитала. Правительства многих стран, в том числе Российская Федерация, стараются осуществлять контроль за работой отечественных производителей, имеющих отношение к фирмам с зарубежной «пропиской».

В последнее время в России был принят ряд нормативных актов, направленных на воспрепятствование оттока каптала российским бизнесом, также наблюдается всплеск различных инициатив на международном уровне.

Однако понятие оффшоров до сих пор не определено в Российском законодательстве. Особенную важность, в так называемом «антиоффшорном» регулировании играют роль перечни оффшорных зон.

Первые перечни появились в РФ более 10 лет и составляются разными государственными органами. Иногда их называют “черными списками”.

Подобные перечни формирует Центральный банк РФ и Департамент капиталов Министерство финансов РФ.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона № 395-1-ФЗ «О банках и банковской деятельности» кредитные компании определяют деловые взаимоотношения с заграничными банками, оформленными в оффшорных зонах зарубежных стран, в режиме, определяемым Банком РФ. В выполнение данных общепризнанных норм 7 августа 2003 года

Указанием Центрального банка РФ №1317-У был ратифицирован список оффшорных зон.

ЦБ РФ разделяет все оффшорные области на 3 группы с понижением респектабельности и доверия к ним в целях распределения порядка установления корреспондентских отношений с банками указанных в перечне стран.

К первой группе принадлежат наиболее солидные юрисдикции, из их числа Нормандские острова, Остров Мэн, Ирландия, Гонконг, Швейцария, Сингапур, Черногория и другие.

Ко второй относятся большая часть “классических оффшоров”, в частности, Белиз, Британские Виргинские Острова, ОАЭ, Сейшелы, Сент-Винсент, а также США (штаты Делавер и Вайоминг) и другие.

К третьей группе принадлежат более ненадежные согласно суждению Центрального банка РФ оффшорные юрисдикции: Андорра, Анжуан, Аруба, Вануату, Либерия, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Науру.

Обратим внимание на то, что в этом списке ЦБ РФ отсутствуют известные среди отечественного бизнеса зоны как Панама, Кипр, Люксембург.

Указанный перечень оффшорных зон Центрального банка РФ применяется с целью регулирования работы коммерческих банков и распространяется только лишь на них.

Также чёрный список оффшорных зон отражён в Указах Минфина Российской Федерации. В него занесены страны и местности

с поощрительным (льготным) порядком налогообложения, никак не открывающие данные об экономических действиях. Этот перечень может изменяться: с течением времени Министерство РФ определенные государства из него устраняет, прочие — вносит.

Перечень Минфина играет существенную роль в двух ситуациях.

1. При получении российской организацией дивидендов от иностранной компании. К дивидендам, приобретенным отечественными организациями при условии владения не меньше 1/2 денежных средств компании, выплачивающей дивиденды на протяжение как минимум одного года, используется ставка налога на прибыль 0%.

Однако она используется только лишь в отношении учреждений, правительство постоянного местонахождения которых не включено в рассматриваемый список оффшорных зон Минфина РФ.

Если же нулевая ставка налога на прибыль не применяется, то доход российских организаций в виде дивидендов от иностранных организаций облагается по ставке 9%13

2. В соответствии со статьей 105.14 Налогового кодекса РФ операции с резидентами оффшорных зон считаются регулируемыми, если совокупная прибыль за календарный период превосходит 60 миллионов рублей. Подобные операции контролируются налоговыми органами в соответствии с положением раздела У.1 Налогового кодекса РФ.

Рассмотрим главные нормативные акты Российской Федерации, регламентирующие работу оффшоров.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/otrazhenie-voprosa-ob-offshorah-v-rossiyskom-zakonodatelstve

Закон и оффшор для бизнеса – насколько это легально в 2020 году

Закон об оффшорах

Вопрос, который всегда остается на повестке дня даже в самых осведомленных СМИ – оффшор и его законность. Ведь кто-то считает, что бизнес в низконалоговой юрисдикции, это современные «воры в законе». Но понимающие люди ответят, что закон и оффшор тесно связаны друг с другом, как в положительном плане, так и в отрицательном аспекте.

Разберемся, насколько законно в 2020-2021 годах регистрация оффшорной компании и снижение налоговой нагрузки именно таким способом. Также расскажем вам, какие схемы остаются в рамках закона и широко используются IT предпринимателями и крупными инвесторами. 

Получить более подробную информацию по отдельной стране/зоне, можно у экспертов портала, задав вопрос в чат или оставив свои контакты для обратной связи.

Что такое оффшор?

Оффшорная зона/территория – это страна или ее отдельная часть, где правительством предусмотрены нулевые ставки на прибыль иностранных корпораций, полученную из зарубежных источников.

Также к офшорам ошибочно относят низконалоговые юрисдикции, где нет нулевых налогов, но существуют иные бонусы для бизнеса в виде надежного банковского сегмента, стабильной экономической ситуации, привилегий по гражданству за инвестиции и расширенному диапазону возможностей для международной деятельности.

Офшорная компания – корпорация, зарегистрированная в такой зоне, но получающая доход только из других стран. Основные ограничения касаются именно источника прибыли, который не должен быть связан с местном инкорпорации. 

Последние годы многие юрисдикции пересмотрели свое законодательство в соответствии с требованиями ФАТФ и ОЭСР, что ставит под сомнение их статус оффшора в классическом понимании, но сохраняет привлекательность ввиду не менее значимых льгот. Пример таких государств: Гонконг, Великобритания, Кипр, Нидерланды, о которых есть подробная информация на нашем портале.

Регистрация офшорной компании – это законно?

Если бы регистрация компании в оффшоре была за рамками закона, то данная процедура не существовала бы в принципе. Сегодня регистрация офшора – это легально, законно и не является преступлением ни в одном государстве.

К ограничениям относится только неправильный формат такой бизнес-деятельности, когда низконалоговая/безналоговая зона используется для отмывания денег с целью уклонения от налогов и сокрытия иных противоправных действий.

Если говорить простыми словами, то для сохранения статуса надежной корпорации, потребуется доказать производственную и экономическую целесообразность формирования юрлица в офшоре. Также в некоторых ситуациях придется подтвердить тот факт, что компания существует не только на бумаге, но и по факту. Именно поэтому многие страны предусматривают дополнительные нормы, в том числе Substance.

Зачем компании открывать оффшор?

С какой целью российские, украинские, белорусские предприниматели и представители бизнес-кругов других стран открывают оффшорные компании? Основные задачи – уменьшение затрат на налоговые платежи, защита прав собственности, диверсификация активов, а также расширение бизнеса на международном рынке. 

К сожалению, говоря о Российской Федерации, можно отметить, что законы государства оставляют очень мало шансов для оптимизации налогов. Именно по этим и некоторым другим причинам, предприниматели уходят в офшор, где налоги ниже, банки надежнее, а возможностей на порядок больше.

Основные схемы использования компаний из «налоговых гаваней»

Независимо от того, какая цель задана в случае регистрации компании в оффшорной зоне, следует внимательно следить за изменениями в законодательстве места инкорпорации, а также не попадать в поле зрения регулирующих органов власти. 

Эксперты портала Internationalwealth.info совместно с юридическими специалистами международного уровня предлагают к изучению несколько законных способов использования оффшорных зон:

  1. Услуги за рубежом и IT технологии. В данном случае перечисление средств в офшор осуществляется на основании договора по услугам (разработка ПО, консалтинг и прочее). 
  2. Трансфертное ценообразование, когда товары приобретаются по одной ставке, а реализуются по другой. Работая по данному сценарию, снижение налоговой нагрузки происходит именно за счет разницы цен внутри одной корпорации, что весьма выгодно в финансовом плане, но также приводит к усиленному надзору со стороны проверяющих органов.
  3. Долгосрочные договора займов, которые оформляются на длительный промежуток времени и предусматривают отсрочку платежа на несколько месяцев, лет и даже десятилетий.
  4. Передача права собственности оффшорной компании с последующей продажей третьим лицам, что допускается делать как с корпоративными, так и с личными активами. Таким образом можно решить сразу две проблемы: конфиденциальность сделки и снижение налогообложения по операциям с недвижимым имуществом.

Узнать больше о том, как вывести деньги в оффшор и из оффшора, можно у экспертов нашего портала.

А как же закон?

Большинство громких дел об оффшорах связаны именно с уклонением от налогов и отмыванием денег незаконным путем. Именно это и вызвало заведомо ложное представление о таких юрисдикциях в сознании граждан, как о чем-то противоправном.

На самом деле, оффшоры – это легальные территории, где разрешается открывать компании почти всем российским и зарубежным предпринимателям. Исключения касаются отдельных лиц, в том числе госчиновников (для РФ). В целом же, использование оффшорных компаний – это законно, если нет преднамеренного использования запрещенных схем с целью сокрытия доходов и финансирования терроризма.

Как государство контролирует оффшорный бизнес?

В каждой стране предусмотрены свои законы касательно зарубежных корпораций. Рассмотрим отношение правительства к выводу денег в оффшор на примере Белорусской Республики и Российской Федерации. По остальным юрисдикциям всегда можно получить развернутую консультацию, написав нам по контактным данным (см. вверху страницы).

Налоги на оффшор в Белоруссии

В Беларуси установлен оффшорный сбор по ставке 15%, что касается выплаты дивидендов или оплаты услуг на договорной основе, осуществляемых в адрес материнской компании в зоне с нулевыми ставками. Те же правила применяются в случае перевода денег на оффшорный счет.

Исключения касаются предприятий в статусе резидентов РБ, сформированных в Парке высоких технологий, Индустриальном парке «Великий камень», где предусмотрены льготы на такой сбор. 

Налоги на оффшоры в РФ

В России закон об оффшорах чаще всего ассоциируется с «черным списком» от ЦБ и Минфина РФ. В случае налогообложения действует закон о КИК (контролируемые иностранные компании) и СОИДН (Соглашение об избежании двойного налогообложения). 

В 2020 году в закон о КИК были внесены значимые коррективы:

  1. Ставка налога НДФЛ на КИК вводится с 2021 года в фиксированном размере 5 млн. рублей от прибыли (в 2020 — 38,46 млн руб, 2021 — 34 млн руб). Однако следует знать, что никаких вычетов по налогам, уплаченным в иностранном государстве, применяться не будет, а ставка является неснижаемой даже в случае падения прибыли.
  2. Как альтернативный вариант можно сохранить ранее установленные правила налогообложения КИК (13% (до 2020 года) и 15% (с 2021 года) для физлиц, 20% для юрлиц) с обязательством по финансовой отчетности и аудиторской проверке, но также и с возможностью применения вычета за счет уплаченных взносов в стране-регистрации КИК.
  3. Вышеустановленные нормы не затрагивают дивиденды, а налог на распределяемую прибыль иностранной компании в виде таких платежей исчисляется по ставке: 13 % для физлиц и 20% для юрлиц (0% применяется к организациям с долей КИК более 50% и сроком участия в бизнесе более года).

В 2020 году ряд низконалоговых зон обязаны внести изменения в СОИДН с Россией по инициативе правительства последней. Новые поправки требуют применения налога на дивиденды по ставке 15% (ранее 0%), поступающие от российских корпораций в такие страны, как Мальта, Кипр, Люксембург.

Какие преимущества дает регистрация оффшора?

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что регистрация компании в оффшоре – это не только законно, но и выгодно. Открывая офшор, вы получаете:

  • Возможность строить отношения с зарубежными партнерами.
  • Получить полную или частичную конфиденциальность, как при отсутствии обязательств по внесению данных в открытый реестр, так и через номинальный сервис директоров, акционеров.
  • Использовать бизнес массивы для развития инвестиционного фонда, формирования холдинга или электронной коммерции. Одно из таких государств, где данный сектор особенно популярен среди иностранных учредителей: Гонконг (частная ограниченная компания).
  • Банковский сектор, который для многих иностранных корпораций является спасательным кругом для сохранности активов. Выбрать банк в оффшоре для личного и коммерческого пользования, а также открыть счет удаленно, помогут наши эксперты.
  • В случае регистрации компании в оффшоре, например БВО, бенефициар может защитить свои активы, развить нишу по консалтинговым услугам и международной торговле.
  • IT технологии, как один из самых перспективных и значимых секторов коммерции, ужа давно завоевал элитные места среди высокодоходных видов бизнеса. Например, ограниченная компания в Сингапуре популярна среди предпринимателей в области финансовых услуг, e-commerce и технологических стартапов.

Также существует множество дополнительных преимуществ низконалоговых территорий, мидшоров, оншоров и офшоров, о чем можно узнать, обратившись напрямую к нашим специалистам или оставив свои контактные данные для обратной связи. 

открытие оффшора Открытие Оффшорной Компании Оффшоры

Источник: https://internationalwealth.info/offshore-tax/zakon-i-offshor-dlja-biznesa-naskolko-jeto-legalno/

Налоговые изменения 2020: что делать с офшорами? — Право на vc.ru

Закон об оффшорах

Россия активно меняет налоговые соглашения с другими государствами: Кипр, Мальта и Люксембург уже приняли новые правила, Швейцария, Нидерланды и Гонконг в стадии переговоров. Что происходит, чем это грозит и как с этим справиться — кратко разбираем в этой заметке и чуть подробнее в путеводителе.

В марте президент объявил о повышении налога на дивиденды и проценты, которые выплачиваются из России за рубеж в «офшорные» юрисдикции. Для этого России необходимо пересмотреть условия соглашений об избежании двойного налогообложения («СИДН») с другими странами которые устанавливают порядок уплаты и размер ставок.

Пересмотр СИДН коснется всех российских корпоративных структур, в которых есть иностранные компании. В этой заметке мы рассмотрим самый простой кейс, где российская компания («РусКо») платит дивиденды и проценты по займам в пользу иностранной (материнской) компании («ИнКо»).

Допустим, РусКо платит дивиденды своему акционеру — ИнКо.

Фактически РусКо отдает ИнКо доход, источником которого является заработанная в России прибыль, и на этом основании Россия может удерживать налог, который так и называется — налог у источника или “witholding tax”. Однако иностранное государство, в котором находится ИнКо, также скорее всего обложит дивиденды налогом как доход налогового резидента.

Очевидно, что в этом случае налог возникнет дважды, что не совсем справедливо экономически и не способствуют развитию международной торговли и привлечению иностранного капитала.

Чтобы исправить эту ситуацию и были придуманы СИДН. Они устанавливают правила налогообложения трансграничных выплат, в том числе льготные ставки налога у источника и правила зачета уже уплаченных с дохода налогов. Так, при выплате дивидендов налог может составить 5-10%, вместо 15% по общим правилам НК РФ, а по процентам ставка может быть снижена до 0% вместо 20%.

Применение льгот по СИДН возможно при соблюдении ряда правил и доступно только налоговым резидентам государств которые заключили СИДН.

При выплате в РФ правила будут применяться зеркально — налог у источника будет удерживать государство выплаты.

Buzko Legal

Существуют государства, с которыми обычно не заключают СИДН, так называемые «офшоры». Особенность этих стран — большое количество льгот для бизнеса.

Регистрация компании в офшорах зачастую не требует существенных вложений, а информация о бенефициарах закрытая.

Офшоры они находятся «вне» международных инициатив по борьбе с уклонением от уплаты налогов (например, автоматического обмена налоговой информацией и пр.).

Для перевода средств в офшоры используются «транзитные» страны, с которыми заключены СИДН и возможно применение налоговых льгот. Такие страны участвуют в международных инициативах, но могут предоставлять для бизнеса отдельные льготы внутри страны. Например у Кипра есть СИДН с Россией, при этом полученные дивиденды и проценты не облагаются на Кипре налогом на доход.

Россия предлагает поднять ставку налога у источника в СИДН до 15%, что делает невыгодными выплаты за рубеж с целью исключительно налоговой экономии.

В отношении процентов, максимальный рост налоговой нагрузки может составить 15%. Сейчас проценты освобождены от налогообложения во многих СИДН. Buzko Legal

Если страны не примут предложение России, СИДН может быть расторгнут. Это грозит негативными последствиями не только для компаний, но и для физических лиц и увеличивает риск двойного налогообложения.

Для тех, кто владеет ИнКо в качестве личного холдинга или имеет ИнКо в корпоративной структуре, налоговая инициатива президента могла стать неожиданностью. Сейчас трудно предсказать как именно будет развиваться ситуация в целом, но для тех, кого коснется инициатива, есть несколько базовых вариантов действий:

  1. Ничего не делать.

    Возможно, изменения не затронут ваш бизнес, или повышение ставки не будет для вас существенным

  2. Изменить структуру финансовых потоков и избежать выплаты дивидендов и процентов в спорные юрисдикции
  3. Ликвидировать иностранную компанию. Особенно актуально для исторически слоившихся компаний-рудиментов
  4. Перенести («редомицилировать») компанию:
  • В другую иностранную юрисдикцию, или
  • В Россию, в специальные административные районы («САР») с особыми условиями налогообложения (так называемые «российские офшоры»)

Наглядная иллюстрация возможных вариантов действий. Buzko Legal

Важно помнить, что все эти варианты имеют свои плюсы и минусы.

Так, редомициляция может обойтись вам в несколько раз дороже, чем повышенная ставка налога, требования САР могут не подойти вашему бизнесу, а неверное изменение финансовых потоков только увеличит налоговую нагрузку.

Прежде чем выбирать тот или иной вариант, стоит определить, как именно изменения СИДН скажутся на вашем бизнесе и какие варианты корпоративной реструктуризации существуют.

В целом сейчас самый подходящий момент провести аудит текущей структуры, почистить исторически сложившиеся элементы и адаптировать бизнес к изменившимся обстоятельствам и новым направлениям развития.

Подробнее о разных вариантах реструктуризации вы можете узнать в путеводителе.

Статья подготовлена Софьей Енгуразовой совместно с Романом Бузько из Buzko Legal.

Источник: https://vc.ru/legal/155212-nalogovye-izmeneniya-2020-chto-delat-s-ofshorami

Изменения в законе об оффшорах в 2020 году

Закон об оффшорах

Борьба с оффшорными зонами стала насущной проблемой как российских чиновников, так и мирового экономического сообщества. Основная причина тому — утечка капиталов с внутреннего рынка в обход государственной казны.

В связи с этим был принят ряд нормативных актов, направленных на ограничение использования данных территорий российскими компаниями. Какие именно изменения принес закон об оффшорах в 2020 году, мы и попытаемся выяснить.

«Черные» списки

В качестве способа борьбы с оффшорными зонами многие страны выбирают составление так называемых черных списков территорий, операции на которых, возможно, и не запрещены, но точно попадают под особый контроль. Каждая страна имеет ряд собственных подобных перечней, составленных уполномоченными ведомствами. Не является исключением и Россия.

В 2019 году список, утвержденный Минфином, включает 108 государств и 18 территорий, которые обеспечивают льготные условия обложения налогами и не предоставляют сведения при проведении операций с финансами.

В него вошли: Сент-Китс и Невис, Вануату, Королевство Бахрейн, Гибралтар, Бермуды, Сянган (Гонконг), КНР, Бруней-Даруссалам, Союз Коморы, Лихтенштейн, Мальдивы, остров Лабуан (Малайзия), Ниуэ, ОАЭ, Доминика, Багамы, о.

Анжуан, Маврикий, Монтсеррат, Монако, Палау, острова Теркс и Кайкос, Либерия, Аомынь (Макао), Нидерландские Антилы, Науру, острова Кука, острова Кайман, Гренада, Сан-Марино, Самоа, Сент-Люсия, остров Мэн, Сейшелы, Нормандские острова, Белиз, Сент-Винсент и

Гренадины,Антигуа и Барбуда, Ангилья, Маршалловы острова, Панама, Андорра.

В 2013 году из этого списка была исключена республика Кипр, в 2015 – Республика Мальта, в 2018
— Британские Виргинские острова.

Следует отметить, что данный список имеет значение, когда речь идет о возможности применения ставки по налогам, равной 0%. Таким образом, получить нулевой процент налогообложения могут компании, которые соответствуют следующим требованиям:

  • российская компания, которая намерена получить дивиденды, владеет половиной акций компании, которая их выплачивает, на протяжении не менее 1 года;
  • иностранная компания, которая является плательщиком дивидендов, расположена в стране, не вошедшей в данный список.

Если же данные требования не соблюдены, тогда оффшорное законодательство устанавливает налог на прибыль в размере 9%.

С 1 апреля 2019 года список, утвержденный ФНС, включает в себя 111 государств и 22 территории, которые обеспечивают льготные условия обложения налогами и не предоставляют сведения при проведении операций с финансами. В сравнении с прежней редакцией из этого списка исключены Великобритания, Швейцария, Австрия, Израиль, Мальта, Абхазия и Южная Осетия.

Борьба с оффшорами

Борьба с оффшорами началась еще в 2008 году в период мирового финансового кризиса.

В 2009 году Организация по экономическому сотрудничеству и развитию обнародовала так называемые черный, белый и серый списки оффшорных зон.

При этом следует отметить, что страны-участницы G20 выразили свое намерение применить самые жесткие санкции против тех, кто оказался в черном и сером списке, вплоть до запрета вложения финансов в эти зоны.

Результатом стало полное исчезновение черного списка и сокращение серого всего до двух позиций – Ниуэ, Науру.

Российская сторона, в свою очередь, не остается в стороне от данного процесса. В марте текущего года она ратифицировала Конвенцию относительно взаимной административной помощи по вопросам налогов. На сегодняшний день участниками этой Конвенции являются 70 стран.

В понятие помощи участники соглашения вкладывают следующее:

  • обмен информацией;
  • проведение одновременных проверок по налогам;
  • содействие во взимании налогов;
  • помощь в вопросе вручения документов плательщикам налогов.

Конвенция также предусматривает обмен налоговой информацией. К данному пункту Россия присоединилась с 2018 года. Начиная с 1 января указанного периода, налажен автоматический обмен информацией между странами.

Согласно шестой статье данного документа, страны-участницы не имеют право отказывать в предоставлении сведений лишь в том случае, если они представляют собой тайну банковского или профессионального порядка.

Таким образом, закон об оффшорах предусматривает, что российскому Минюсту больше нет необходимости обращаться с запросом в аналогичное иностранное министерство и ждать, пока суд решит удовлетворить или не удовлетворить ходатайство.

Во второй половине 2014 года произошло знаменательное событие для российского законодательства. Был принят закон о «контролируемых иностранных компаниях», иначе говоря, антиоффшорный закон. В ноябре документ был одобрен Советом Федерации и вступил в силу с 1 января 2015 года.

Если говорить коротко, то, согласно этому закону, использование оффшоров в России стало бессмысленным в связи с тем, что теперь появилась необходимость задекларировать всю цепочку проведенной операции.

Как известно, основная причина использования оффшоров – это даже не столько льготное налогообложение, сколько возможность сокрытия бенефициарных владельцев, утаить которых теперь закон об оффшорных зонах не позволяет.

Таким образом, начиная с 1 января 2015 года, лица, которые являются владельцами зарубежных компаний или принимают в них долевое участие, должны незамедлительно сообщить об этом в налоговую службу. При этом данное предписание касается не только тех компаний, которые расположены в оффшорных зонах, а и резидентов любых других территорий.

Отдельно следует отметить само понятие «контролируемая иностранная компания» — КИК. Под данным понятием подразумевается организация, которая не является налогоплательщиком в российский бюджет, но контролируется им. Контролировать данную компанию будет физическое или юридическое лицо, которое владеет определенной частью пакета акций этой компании. С

2016 года это 25%.

Ранее российские компании, владеющие указанным уставным капиталом в иностранном бизнесе,
должны были предоставлять отчет о прибыли, которая превысила 50 миллионов рублей.

С 2016 года данный показатель снизился до 30 миллионов, а к 2017 — и вовсе к 10 миллионам.

В случае несоблюдения данного предписания антиоффшорный закон предусматривает наказание. Минимальный штраф — 100 тысяч рублей. А в качестве максимальной меры пресечения незаконных действий избрано тюремное заключение сроком на 6 лет.

Дополнительно отмечается, что налоговым резидентом в РФ считается лицо, которое пребывает на территории страны более 183 дней из 12 месяцев налогового периода. Соответственно, данный закон не распространяется на тех российских граждан, которые проживают за рубежом. Более подробно о том, как работает оффшорный бизнес в России, можно почитать тут.

Таким образом, на сегодняшний день единственный законный способ владения оффшором без заявления о владельце – иммиграция. Но здесь возникает другой вопрос.

Став гражданином любой развитой страны, к примеру, США или Великобритании, данному гражданину придется задекларировать в полном объеме весь доход, который он получает по всему миру.

Здесь же следует отметить, что оформление второго гражданства без отказа от российского никак не влияет на обязательства гражданина перед российским налоговым законодательством.

Единственным способом сохранить конфиденциальность сведений является выезд в страну, где совершенно отсутствует подоходный налог.

В данный момент к ним относятся Монако и ОАЭ, вопрос только в том, что ни один бизнесмен не может и не хочет проживать постоянно в этих странах.

Отсюда можно сделать вывод: в ближайшие годы оффшорные схемы ожидает еще большее падение, что только на руку отечественной экономике.

Что такое оффшоры и как с ними работать:

Источник: https://schetavbanke.com/offshor/obshhie-svedeniya/zakon-ob-offshorah.html

Россия закрывает для бизнеса международные офшоры – МК

Закон об оффшорах

Тема возврата офшорных денег в страну стала особенно актуальной на фоне коронакризиса. О необходимости пересмотра ставок налога при выплате дивидендов и процентов в офшорные юрисдикции заявил президент Владимир Путин в обращении к населению 25 марта 2020 года.

По его указанию правительство предложило Кипру, Люксембургу, Нидерландам и Мальте изменить торговые соглашения по избежанию двойного налогообложения.

Во многом эта работа уже проделана, и в настоящее время переход на примерно такие же условия рассматривают Гонконг и Швейцария.

В первую очередь речь идет о налоге на дивиденды и проценты за предоставленные кредиты. По российскому законодательству ставка на подобные доходы не должна быть ниже 15–20%.

До последнего времени при регистрации финансового центра компании на зарубежных территориях, где действуют фискальные льготы, большинство контрагентов предоставляли россиянам возможность снижать аналогичные выплаты до 5%, а иногда даже до 0%.

Новые условия, предлагаемые российским Минфином, повышают эту ставку до 15%.

Международные офшорные «гавани» для российского бизнеса или уже захлопнулись, или вот-вот захлопнутся.

От Древней Эллады до наших дней

Между тем история офшоров практически столь же древняя, как и история самого бизнеса. Экономить на фискальных выплатах государству прижимистые торговцы начали еще за тысячу лет до нашей эры.

Одними из первых это стали делать финикийские купцы, которые после введения Древней Грецией повышенных налогов на пшеницу предпочли ввозить зерно через прибрежные острова, не подчиняющиеся законам Эллады.

Местная элита, в руках которой была сосредоточена власть, охотно шла на сделки с предпринимателями, поскольку сама испытывала недостаток во внутренних ресурсах для поддержки собственного процветания. Эти острова пользовались географической близостью к промышленно развитым державам и превратили иностранные инвестиции в главный источник пополнения казны.

Подобные методы практиковались и в дальнейшем: в Средневековье европейские поставщики перепродавали свои товары через Фландрию, торговые взимания которой, в сравнении с юрисдикцией Британии, казались практически грошовыми. Аналогичные схемы вплоть до середины XIX века использовали североамериканские торговцы, уходившие от налогового бремени Лондона через Латинскую Америку.

В России история распространения офшорного бизнеса отсчитывается с конца 1991 года, когда была отменена государственная монополия на внешнеэкономическую деятельность. Частные предприниматели получили возможность проводить экспортно-импортные сделки без специальной регистрации.

В итоге с 1994 по 2018 год сумма выведенных через офшоры из России капиталов, по подсчетам Bloomberg Economics, превысила $1 трлн.

А согласно оценкам Национального бюро экономических исследований США, объем неучтенных богатств, накопленных нашими соотечественниками, благодаря офшорным схемам достигал не менее 200% национального дохода страны.

Фактически большинство обеспеченных россиян в этот период времени одну половину своих денег хранило на внутренних депозитах, а другую предпочитало держать в офшорах. Пики бегства капиталов приходились на финансовые и политические кризисы: в 2008 году из нашей страны было выведено около $135 млрд, а в 2014-м, после введения международных санкций, их сумма достигла отметки в $155 млрд.

Перед финансовыми властями страны в полный рост встал вопрос: как удержать полученные бизнесом деньги внутри страны, чтобы они работали на благо национальной экономики, а не висели мертвым грузом на зарубежных счетах отечественных предпринимателей, многие из которых либо уже свернули, либо готовы были свернуть свои дела в России. Ответ был таков: открыть собственные офшорные зоны на территории России.

Крушение налоговой «гавани»

Использовать возможности зон льготного налогообложения с переменным успехом наша страна пыталась еще с середины 1990-х годов.

Изначально попытки были основаны на специальных соглашениях с деловыми кругами: в обмен на сокращение налоговых выплат в бюджеты российских регионов с 24% до 18% бизнесмены давали слово активно инвестировать в местную экономику.

Самую большую известность в качестве налоговых раев получили тогда Чукотка, через которую практиковал свое делопроизводство экс-владелец «Сибнефти» Роман Абрамович, а также Калмыкия и Мордовия, льготными фискальными системами которой пользовался ЮКОС Михаила Ходорковского.

Кстати, именно использование последних двух регионов для схем экономии на фискальных выплатах впоследствии было оспорено государством, что привело к уходу с рынка некогда самой крупной частной нефтяной компании России.

Искоренить недостатки системы чиновники попытались путем внедрения закона «Об особых экономических зонах», утвержденного в 2005 году.

Согласно этому документу механизм внутренних офшоров претерпел радикальные изменения — большинство ранее существовавших территорий льготного налогообложения были упразднены, а управление оставшимися «гаванями» передали Федеральному агентству по управлению особыми экономическими зонами (ОЭЗ), которое просуществовало до 2009 года, а потом было упразднено в связи с передачей его полномочий Минэкономразвития.

Очевидно, что внутренние офшоры не смогли предоставить отечественным бизнесменам тех возможностей, которые давали зарубежные налоговые раи.

В сентябре 2016 года правительство прекратило деятельность восьми особых российских экономических зон в связи с их «неэффективным функционированием».

«В течение трех лет с даты создания ОЭЗ не заключено ни одного соглашения о ведении деятельности и резидентами которых в течение трех лет подряд не ведется соответствующая деятельность», — говорится в постановлении кабинета министров.

Капитал спасается бегством

В последние годы международным налоговым «гаваням» приходится не сладко. Финансовый мир буквально объявил им войну.

На фоне часто повторяющихся кризисов и повсеместного падения доходов не только развивающиеся экономики, типа российской, но и вполне развитые стремятся вернуть выведенные в офшоры капиталы назад, под свою юрисдикцию.

Масштабный план борьбы с размыванием налоговой базы и выводом доходов в 2012 году одобрили участники G20. В свою очередь, африканские государства намерены ужесточить налоговые соглашения с островом Маврикий, который сохраняет статус главного налогового курорта для Черного континента.

Тут надо оговориться, что, в принципе, уплата налогов по офшорным схемам в финансовом мире не считается мошенничеством. Посудите сами: предприятие работает в одной стране, а его основные акционеры являются иностранцами.

Теоретически владельцам производства приходится уплачивать налоги, в частности НДФЛ, как внутри государства, где расположен их завод, так и на своей родине, где они непосредственно зарегистрированы.

Для исключения двойного налогообложения бизнесмены по сей день пользуются офшорными зонами — небольшими, чаще всего островными государствами, которые, как и во времена Древней Греции, не обладают собственными промышленными активами, зато способны предоставить комфортную налоговую юрисдикцию.

Кипр до последнего момента являлся излюбленной территорией для подобных сделок российского бизнеса. Только за последнее десятилетие посредством налоговой юрисдикции этого островного государства из России было выведено не менее $300 млрд, из которых в нашу страну вернулось в виде инвестиций всего $64 млрд.

Отсюда естественное желание России переподписать соглашение о двойном налогообложении с Кипром на новых, более выгодных для нашей страны условиях. Не сразу и не без проблем и разногласий, но в конце концов эти усилия российской стороны увенчались успехом.

И теперь Минфин РФ рассчитывает, что новое налоговое соглашение, подписанное в начале августа, будет приносить в казну по 150 млрд рублей ежегодно.

«Финансовый мир становится с каждым годом все более прозрачным и открытым. Банковские процедуры становятся все более требовательными. Это глобальный тренд, — отмечает управляющий директор по работе с состоятельными клиентами БКС Андрей Ревенко. — Возможностей что-то скрыть или утаить становится все меньше. На мой взгляд, это хорошо понимают крупные бизнесмены».

Как бы то ни было, российскому бизнесу, в том числе и крупному, приходится приспосабливаться к новым реалиям взаимодействия с международными налоговыми «гаванями».

Ведь после того, как Москва разорвала договор о двойном налогообложении с Кипром, она собирается обнулить аналогичные соглашения с Гонконгом и Швейцарией.

Мальта и Люксембург обещают согласовать отказ от ранее предоставляемых российским компаниям налоговых льгот до конца лета: если ранее все эти страны взимали с россиян, использующих местные территории для своей резиденции, всего 5% налогов (например, на выплату дивидендов), то теперь их будут взимать по полной ставке в 15%. Примерно такие же требования Москва предъявила Нидерландам, юрисдикция которых пока позволяет зарубежным компаниям экономить на национальных фискальных сборах.

Впрочем, впадать по этому поводу в эйфорию пока что явно неуместно. Статистика Центробанка безжалостно фиксирует тот факт, что бегство капиталов из страны, в том числе через офшорные зоны, нарастает.

В первом полугодии 2020-го он вырос почти на четверть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — с $23 до $29 млрд.

Кстати, бегство капитала влияет не только на замедление и без того стагнирующей отечественной экономики из-за недостатка инвестиций, но и работает на ослабление рубля, от чего страдают уже обычные граждане.

Острова мечты

«Закрыв» Кипр и Мальту, российские финансовые власти пытаются преуспеть в разработке собственных офшорных территорий. В настоящее время основные специальные административные районы сформированы на островах Русский во Владивостоке и Октябрьский в Калининграде.

Во многом они идентичны своим зарубежным офшорным собратьям — производственной деятельности практически не ведут (на Октябрьском специально к чемпионату мира по футболу 2018 года построен стадион «Калининград», но футбольные матчи на нем из-за пандемии коронавируса не проводятся), а население не превышает 5 тыс. человек. Однако зарегистрировавшим здесь свой бизнес компаниям государство готово разрешить переводить прибыль за рубеж с минимальной налоговой ставкой в 5%. Соответствующие законопроекты чиновники намерены подготовить к сентябрю 2020 года и принять в первой половине 2021 года. Вступить в силу льготы должны с 2022 года.

Привлекут ли такие условия российских бизнесменов, привыкших вести дела через зарубежные «раи»? Эксперты в этом сомневаются.

«Наши бизнесмены не горят желанием оставлять свои деньги в России. Скорее всего, это связано с боязнью быть уличенными в сомнительных операциях, — считает преподаватель кафедры «Банковское дело» университета «Синергия» Антон Рогачевский. — Предприниматели, привыкшие уходить от налогов, продолжат это делать и в будущем, невзирая на изменения в законодательстве».

По его словам, большинство мировых экспортных компаний уже давно составили собственный перечень стран, где находятся специальные экономические зоны, которыми можно воспользоваться для экономии на фискальных взысканиях.

По всему миру, по данным Федеральной налоговой службы РФ, насчитывается не менее 40 территорий, где применяется режим специального налогообложения.

Самыми популярными офшорами у российского бизнеса остаются Каймановы острова, остров Мэн, Нормандские острова, княжество Монако.

«Несомненно, что после разрыва договоров с Кипром и угрозой аннулирования договоров с Гонконгом и Швейцарией русский бизнес будет искать новые возможности для снижения налоговых выплат и сохранения собственности. Другими словами, богатые россияне чаще будут менять налоговое резидентство.

Регулирующие органы России, скорее всего, отреагируют на это усилением надзора со стороны налоговых ведомств. Под раздачу могут попасть представители малого и среднего бизнеса, которым придется менять структуру капитала своих компаний.

Хуже всего то, что возможным рычагом давления может послужить введение государством санкций и отмена налоговых льгот для такого бизнеса», — предупреждает Рогачевский.

Но сути дела это не изменит. Рыба ищет, где глубже, человек — где лучше, а бизнесмен — где дешевле. Оптимизация налоговых выплат считается одним из главных инструментов по наполнению доходной части любой компании. И отечественных предпринимателей нельзя считать исключением.

«Рынок «серого» капитала, несмотря на усилия государства по сохранению финансов внутри страны, не исчезнет. Если не Кипр и не европейские страны, то такой тихой «гаванью» с благоприятным налоговым режимом будут Британские Виргинские острова.

Это принесет желаемый результат, ведь банановые республики являются идеальной площадкой для оптимизации доходов налоговых «уклонистов»», — отмечает замглавы ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова.

Главное, полагают опрошенные «МК» эксперты, чтобы в борьбе с устоявшимися налоговыми «гаванями», Россия, озабоченная созданием собственных офшорных территорий, постепенно сама не превратилась в налоговый рай для иностранных иждивенцев.

стран по доле ВВП, “спрятанной” в офшорах (на начало 2020 года)

1. Объединенные Арабские Эмираты 75%

2. Саудовская Аравия 57%

3. Венесуэла 65%

4. Россия 46%

5-6. Аргентина 35%

5-6. Греция 35%

7. Тайвань 22%

8. Португалия 21%

9. Турция 19%

10. Бельгия 18%

Почему россияне пользуются офшорами

Защита накоплений 86,4%

Конфиденциальность бизнеса 73,6%

Оптимизация налогов 57,9%

Криминальное отмывание денег 46,4%

Сиюминутная спекуляция 27,9%

Удобство передачи наследства 7,9%

По данным независимых опросов (респонденты могли давать ответы по нескольким категориям).

Источник: https://www.mk.ru/economics/2020/08/26/rossiya-zakryvaet-dlya-biznesa-mezhdunarodnye-ofshory.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.