В связи с увеличением ндс

Содержание

Ставка НДС в России выросла с 18 до 20 процентов

В связи с увеличением ндс

https://ria.ru/20190101/1548961683.html

Ставка НДС в России выросла с 18 до 20 процентов

Ставка НДС в России выросла с 18 до 20 процентов

Закон, повышающий ставку налога на добавленную стоимость (НДС) c 18 до 20 процентов, вступил в силу с 1 января 2019 года в России. Одновременно документ… РИА Новости, 03.03.2020

2019-01-01T00:31

2019-01-01T00:31

2020-03-03T13:23

россия

экономика

/html/head/meta[@name='og:title']/@content

/html/head/meta[@name='og:description']/@content

https://cdn24.img.ria.ru/images/152888/15/1528881521_0:160:3072:1888_1920x0_80_0_0_fe58f722e044cf141a069f6b1d646ebf.jpg

МОСКВА, 1 янв – РИА Новости. Закон, повышающий ставку налога на добавленную стоимость (НДС) c 18 до 20 процентов, вступил в силу с 1 января 2019 года в России. Одновременно документ сохраняет все действующие льготные ставки по этому налогу, которые установлены на уровне 10 или 0 процентов.

Ставка НДС повышена для того, чтобы определить долгосрочные источники финансирования, в том числе нацпроектов, пояснял ранее министр финансов Антон Силуанов.

Такое решение позволит получить несырьевые источники дохода, размер которых не будет меняться в связи с колебаниями внешней экономической конъюнктуры, отмечал он.

Президент России Владимир Путин в ходе ежегодной пресс-конференции в декабре заявил, что изменение ставки призвано сдержать ненефтегазовый дефицит страны на приемлемом уровне.По оценке правительства, повышение НДС даст федеральному бюджету 620 миллиардов рублей дохода ежегодно, начиная с 2019 года.

В России НДС действует с 1 января 1992 года, тогда была введена максимальная для страны ставка – 28 процентов. С 1 января 1993 года она была понижена до 20 процентов, а с 1 января 2004 года составляла 18 процентов.

Льготная ставка в 10 процентов применяется при реализации ряда продовольственных (мясная продукция, хлеб, яйца и другие) и детских товаров, учебников и книг, медицинских товаров.

[attention type=red]
Нулевая ставка НДС применяется в отношении экспортных товаров, а также товаров, помещенных под процедуру свободной таможенной зоны.
[/attention]

Она также применяется в отношении товаров, работ и услуг, реализуемых для официального использования международными организациями в России.От маневра к ставке в 20 процентовИзначальное предложение Минфина РФ предполагало повышение ставки НДС до 22 процентов. Путин поручал правительству определить в 2017 году контуры налоговой системы на следующий электоральный цикл.

Министерство финансов помимо других мер разработало так называемый маневр 22/22: снизить ставку страховых взносов и повысить НДС до общего уровня 22 процента.

Сейчас общий объем страховых взносов в РФ составляет 30 процентов от фонда оплаты труда: 22 процента – взнос в Пенсионный фонд (ПФР), 5,1 процента – в Фонд обязательного медицинского страхования и 2,9 процента – в Фонд социального страхования. Начиная с 2021 года, общая ставка должна была вырасти до 34 процентов – за счет повышения до 26 процентов взноса в ПФР.

Вступающий в силу закон сохраняет ее на уровне 30 процентов.Идею Минфина о маневре поддержало Минэкономразвития, но против выступил социальный блок правительства. В результате обсуждений было принято решение повысить ставку налога до 20 процентов, а страховые взносы сохранить на уровне 30 процентов.

Это предложение правительства было озвучено главой кабинета министров Дмитрием Медведевым в середине июня 2018 года.После этого вице-премьер Татьяна Голикова объяснила такой подход тем, что повышение ставки до 22 процентов оказало бы “достаточно серьезное влияние на инфляцию”.

По словам Силуанова, повышение НДС является самым безобидным из обсуждавшихся правительством налоговых решений. Он отметил, что рассматривались разные предложения, в том числе введение новых налогов на потребление, налог с продаж. Однако введение новых налогов потребовало бы от властей дополнительных усилий по администрированию и привело бы к новым издержкам со стороны бизнеса.Влияние на инфляциюВласти в целом ожидают роста цен в связи с повышением налога, но отмечают, что эффект будет ограниченным. В конце ноября глава ЦБ Эльвира Набиуллина говорила, что повышение НДС является фактором краткосрочного влияния на инфляцию, но может иметь и длительные эффекты.По оценкам Банка России, в результате в начале года инфляция может достичь 5,5 процента. Во втором полугодии 2019 года темп прироста потребительских цен начнет замедляться и вернется к 4 процентам в первой половине 2020 года.

https://ria.ru/20181228/1548863144.html

https://ria.ru/20181229/1548907836.html

россия

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2019

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn24.img.ria.ru/images/152888/15/1528881521_171:0:2902:2048_1920x0_80_0_0_3a3cf2bec2c4e82390d6eca2360cc05a.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

россия, экономика

МОСКВА, 1 янв – РИА Новости. Закон, повышающий ставку налога на добавленную стоимость (НДС) c 18 до 20 процентов, вступил в силу с 1 января 2019 года в России. Одновременно документ сохраняет все действующие льготные ставки по этому налогу, которые установлены на уровне 10 или 0 процентов.

Ставка НДС повышена для того, чтобы определить долгосрочные источники финансирования, в том числе нацпроектов, пояснял ранее министр финансов Антон Силуанов.

Такое решение позволит получить несырьевые источники дохода, размер которых не будет меняться в связи с колебаниями внешней экономической конъюнктуры, отмечал он.

Президент России Владимир Путин в ходе ежегодной пресс-конференции в декабре заявил, что изменение ставки призвано сдержать ненефтегазовый дефицит страны на приемлемом уровне.

По оценке правительства, повышение НДС даст федеральному бюджету 620 миллиардов рублей дохода ежегодно, начиная с 2019 года.

В России НДС действует с 1 января 1992 года, тогда была введена максимальная для страны ставка – 28 процентов. С 1 января 1993 года она была понижена до 20 процентов, а с 1 января 2004 года составляла 18 процентов.

Льготная ставка в 10 процентов применяется при реализации ряда продовольственных (мясная продукция, хлеб, яйца и другие) и детских товаров, учебников и книг, медицинских товаров.

[attention type=red]
Нулевая ставка НДС применяется в отношении экспортных товаров, а также товаров, помещенных под процедуру свободной таможенной зоны.
[/attention]

Она также применяется в отношении товаров, работ и услуг, реализуемых для официального использования международными организациями в России.

От маневра к ставке в 20 процентов

Изначальное предложение Минфина РФ предполагало повышение ставки НДС до 22 процентов. Путин поручал правительству определить в 2017 году контуры налоговой системы на следующий электоральный цикл. Министерство финансов помимо других мер разработало так называемый маневр 22/22: снизить ставку страховых взносов и повысить НДС до общего уровня 22 процента.

Сейчас общий объем страховых взносов в РФ составляет 30 процентов от фонда оплаты труда: 22 процента – взнос в Пенсионный фонд (ПФР), 5,1 процента – в Фонд обязательного медицинского страхования и 2,9 процента – в Фонд социального страхования. Начиная с 2021 года, общая ставка должна была вырасти до 34 процентов – за счет повышения до 26 процентов взноса в ПФР.

Вступающий в силу закон сохраняет ее на уровне 30 процентов.

Идею Минфина о маневре поддержало Минэкономразвития, но против выступил социальный блок правительства. В результате обсуждений было принято решение повысить ставку налога до 20 процентов, а страховые взносы сохранить на уровне 30 процентов. Это предложение правительства было озвучено главой кабинета министров Дмитрием Медведевым в середине июня 2018 года.

После этого вице-премьер Татьяна Голикова объяснила такой подход тем, что повышение ставки до 22 процентов оказало бы “достаточно серьезное влияние на инфляцию”.

По словам Силуанова, повышение НДС является самым безобидным из обсуждавшихся правительством налоговых решений. Он отметил, что рассматривались разные предложения, в том числе введение новых налогов на потребление, налог с продаж. Однако введение новых налогов потребовало бы от властей дополнительных усилий по администрированию и привело бы к новым издержкам со стороны бизнеса.

Влияние на инфляцию

Власти в целом ожидают роста цен в связи с повышением налога, но отмечают, что эффект будет ограниченным. В конце ноября глава ЦБ Эльвира Набиуллина говорила, что повышение НДС является фактором краткосрочного влияния на инфляцию, но может иметь и длительные эффекты.

По оценкам Банка России, в результате в начале года инфляция может достичь 5,5 процента. Во втором полугодии 2019 года темп прироста потребительских цен начнет замедляться и вернется к 4 процентам в первой половине 2020 года.

Источник: https://ria.ru/20190101/1548961683.html

Законодательное увеличение ставки НДС – последствия для цены гражданско-правового договора

В связи с увеличением ндс

Алексей Даниленков

Юридический консультант ООО “Солантек” (Санкт-Петербург), к. ю. н.

специально для ГАРАНТ.РУ

Ставка НДС с 1 января 2019 года увеличена с 18% до 20% (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 303-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах”, далее – Закон № 303-ФЗ).

На практике возникла неопределенность в вопросе о том, каким образом должно распределяться бремя увеличения налоговой нагрузки между юридическим и фактическим плательщиками налога по сделкам, заключенным до 1 января 2019 года? Данные термины, сразу оговорюсь, заимствованы из Постановления Конституционного Суда РФ от 30 января 2001 г. № 2-П применительно к другому косвенному фискальному платежу – налогу с продаж, который сегодня не входит в систему налогов РФ. Ответ на этот вопрос уже сформулирован (с поправкой на известную казуистичность фактических обстоятельств дела, которые тем не менее, являются довольно массовидными в коммерческой практике заключения гражданско-правовых договоров) на весьма убедительном уровне суда кассационной инстанции – об этом поговорим ниже. Поскольку мне пришлось отстаивать в итоге восторжествовавшую правовую позицию на стороне фактического плательщика, позволю себе предварить судебный прецедент кратким изложением использованной в суде аргументации.

Как известно, налоговая ставка является обязательным элементом налогообложения и представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (п. 1 ст. 17, п. 1 ст. 53, ст. 164 Налогового кодекса).

Законодательная конструкция исходит из первичности определения гражданско-правового измерителя хозяйственной операции в виде такого существенного условия как цена сделки для целей выведения величины публично-обязательных налоговых изъятий.

Что касается НДС, то обязанность налогоплательщика (или налогового агента, указанного в п. 4, п. 5-5.1 ст.

161 НК РФ) предъявить к оплате покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога возникает при их реализации или передаче дополнительно к установленному сторонами гражданско-правовой сделки цене (тарифу).

Причем, предъявляемая сумма налога исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг), имущественных прав как соответствующая налоговой ставке процентная доля применяемых цен (тарифов) (п. 1-2 ст. 168, подп. 10 п. 5 ст. 169 НК РФ).

В то же время Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” в п. 1 ст. 45 НК РФ внесена новелла, позволяющая уплачивать налоги за третьих лиц: “уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом.

Иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации уплаченного за налогоплательщика налога” (норма вступила в силу с 1 января 2017 года согласно п. 3 ст. 13 указанного закона).

Таким образом, может показаться, что новая ставка НДС обязывает фактического плательщика уплатить разницу в пользу юридического плательщика, если презюмировать непогрешимость налогового законодателя в части формулирования условий реализации фискальной обязанности (п. 6 ст. 3 НК РФ) и огульно применять принцип истолкования неустранимых сомнений в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).

Попутно заметим, что нормы п. 3 ст. 7, ст. 9 НК РФ нуждаются в корректировке с включением в состав иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, также фактических плательщиков налогов и сборов.

В противном случае, при разрешении рассматриваемой коллизии юридический налогоплательщик будет пользоваться преференциями в истолковании в его пользу налогового закона без каких-либо формально-логических оснований. Однако учитывая универсальный принцип всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ), спорную ситуацию нельзя разрешать автоматически в пользу юридического плательщика НДС.

Однако при более тщательном анализе можно сделать прямо противоположный практический вывод – тяготы “налогового маневра” должен нести как раз юридический, а не фактический налогоплательщик в виду нижеследующего:

1.

Ставка НДС включается в цену (тариф) договора, что означает по сути применение сторонами расчетного метода на стадии согласования воль, с помощью которого их имущественные интересы балансируются на том уровне встречных имущественных удовлетворений, когда сумма брутто-платежа (включая НДС) адекватна справедливой оценке плательщиком своей экономической выгоды от предоставления определенного имущественного эквивалента (например, транспортного средства по договору финансовой аренды (лизинга)).

2. Цена договора не подлежит автоматическому пересмотру на величину законодательного повышения ставки НДС.

Ведь Закон № 303-ФЗ не предусматривает в качестве переходных положений императивность (а с учетом его отраслевой принадлежности к актам законодательства РФ о налогах и не может вторгаться в зону ответственности гражданского законодателя) корректировки условий гражданско-правовых сделок, а лишь новеллизирует режим налогообложения хозяйственных операций, опосредующих реализацию товаров (работ, услуг) по длящимся правоотношениям, возникшим до 1 января 2019 года.

Этот вывод подтверждается, в частности разъяснениями фискальных органов:

2.1. “Исключений по товарам (работам, услугам), имущественным правам, реализуемым по договорам, заключенным до вступления в силу Закона № 303-ФЗ, и имеющим длящийся характер с переходом на 2019 и последующие годы, указанным Законом № 303-ФЗ не предусмотрено….

В этой связи внесение изменений в договор в части изменения размера ставки НДС не требуется.

Вместе с тем, стороны договора вправе уточнить порядок расчетов и стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав в связи с изменением налоговой ставки по НДС” (Письмо ФНС России от 23 октября 2018 г. № СД-4-3/20667).

Источник: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/danilenkov/1410830/

Госдума приняла закон о повышении НДС. Что нас ожидает, мнения экспертов

В связи с увеличением ндс

Госдума в третьем, окончательном чтении приняла закон о повышении налога на добавленную стоимость с 2019 года до 20% с нынешних 18%, одновременно сохраняющий на постоянной основе ставку страховых взносов в социальные внебюджетные госфонды на уровне 30% вместо планировавшегося ранее повышения.

При этом предусматривается сохранение всех действующих льготных ставок по НДС, а также права автопроизводителей получать вычеты на суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров, работ и услуг, даже если они приобретались за счет бюджетных субсидий или бюджетных инвестиций.

Одновременно до 2025 года продляется действие нулевой ставки НДС для авиаперевозок пассажиров и грузов в Республику Крым и Севастополь, а также устанавливается аналогичная ставка для таких авиаперевозок в регионы Дальневосточного федерального округа. Сроком действия нулевой ставки НДС при авиаперелетах в Калининградскую область также устанавливается 2025 год.

В настоящее время внутренние воздушные перевозки в РФ облагаются НДС по льготной ставке 10%. Исключение сделано для Республики Крым, Севастополя и Калининградской области, для которых установлен нулевой НДС (для Крыма и Севастополя — до 1 января 2019 года, для Калининградской области — на бессрочной основе).

Закон также сохраняет на постоянной основе действующую ставку взноса на обязательное пенсионное страхование в размере 22%. Одновременно с этим сохраняется и так называемый «хвост — ставка взноса в 10% на зарплаты сверх установленной предельной величины.

Помимо этого, для некоммерческих и благотворительных организаций до 2025 года продляется действие пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (20%), медстрахование и страхование от временной нетрудоспособности и в связи с материнством (0%).

Сейчас общая ставка страховых взносов в РФ составляет 30% от фонда оплаты труда: 22% — взнос в Пенсионный фонд России (ПФР), 5,1% — в Фонд обязательного медицинского страхования и 2,9% — в Фонд социального страхования. Начиная с 2021 года общая ставка должна была вырасти до 34% — за счет повышения до 26% взноса в ПФР. Согласно принятому закону, она останется на уровне 30%.

Повышение НДС – один из способов профинансировать будущие реформы

На выполнение нового указа Путина правительству нужно найти ещё 8 трлн рублей. Один из рассматриваемых способов найти средства — повышение НДС с 18% до 20%, рассказали «Ведомостям» на условиях анонимности три федеральных чиновника.

По их словам, рост НДС может принести федеральному бюджету дополнительные 2 трлн рублей в течение шести лет. Ещё 3 трлн рублей государство планирует занять с помощью облигаций федерального займа, 2 трлн рублей получить за счёт повышения пенсионного возраста, 1 трлн рублей — за счёт налоговой реформы в нефтяной отрасли.

Чего ожидать потребителямв случае повышения НДС

Эксперты ожидают, что подорожают все товары, на которые будет повышен НДС, за исключением тех, на которые цены устанавливаются административным образом. В случае отмены льготной десятипроцентной ставки сильнее всего подорожают продукты питания и лекарства, так как НДС на них вырастет в два раза.

Повышение НДС на два процентных пункта ускорит рост цен на 0,8-1 процентный пункт, ожидает главный экономист «Альфа-банка» Наталия Орлова. Она отметила, что это «не страшно» в условиях низкой инфляции. В апреле инфляция составила 2,4% в годовом выражении.

Руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина ожидает, что при повышении ставки цены на основные товары вырастут на 1,5-2% от конечной стоимости товара. В случае отмены льготной ставки рост цен на продовольствие и лекарства может составить порядка 9% от нынешней стоимости.

По расчётам декана факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге Юлии Вымятниной, в случае повышения НДС инфляция к концу 2018 года вырастет с нынешних 2,5% до 4-5% в годовом выражении. Если будет сокращён перечень товаров и услуг, освобождённых от уплаты НДС или на которые сейчас распространяется льготная ставка, то можно ожидать более высокого роста цен, предупреждает она.

Поскольку производители, освобождённые от уплаты НДС или уплачивающие НДС по более низкой ставке, пользуются в своей деятельности товарами и услугами производителей, которые столкнутся с повышением НДС, то в итоге рост НДС по достаточно широкой категории товаров и услуг затронет практически всех производителей в стране. Юлия Вымятнина Отмена льготной ставки приведёт к росту цен на лекарства на 10-12%,подсчитал Николай Беспалов, директор аналитической компании RNC Pharma, которая специализируется на оценке состояния сетевого сегмента российского фармацевтического ритейла.

Кроме того, сейчас идёт работа над внедрением системы маркировки лекарственных препаратов, затраты на которую тоже будут заложены в конечную стоимость. При сложении этих двух факторов рост цен может составить 12-15%, считает Беспалов.

Последствия для системы здравоохранения могут быть очень серьёзными, фактически на рынке возникнет искусственный кризис, который приведёт к резкому сокращению спроса. Это, во-первых, вызовет снижение доступности лекарственных препаратов.Во-вторых, спровоцирует почти гарантировано массовое банкротство аптек и дистрибьюторов.

В отрасли накоплен очень большой объём товарных кредитов. Компании просто не смогут их обеспечивать, если спрос ещё провалится. В итоге последствия для рынка могут быть катастрофическими.

Николай Беспалов, директор RNC PharmaТакое решение сократит потребление со стороны домохозяйств, которые уже перешли в режим экономии на фоне непрерывного падения реальных доходов с начала кризиса в 2014 году.

Особенно сильным удар будет по людям предпенсионного возраста — они одновременно лишатся пенсий из-за повышения пенсионного возраста. Таким образом, есть риски всплеска социальной нестабильности.Тимур Нигматуллин, аналитик компании «Открытие брокер»

Как повышение повлияет на бизнес среду

Повышение НДС затронет и бизнес — на фоне снижения потребления и спроса. Сейчас потребление — чуть ли не единственный драйвер роста, не зависящий от цен на нефть, и повышение налоговой нагрузки на потребление неминуемо скажется на темпах экономического роста, который и так очень мал, предупреждает Александра Суслина из Экономической экспертной группы.

Прежде всего повышение НДС затронет несырьевой сектор экономики: машиностроение, строительство, электроэнергетику, ритейл. Меньше всего пострадают производители продовольственных товаров, табака, дешёвого алкоголя и те, кто предлагает услуги транспорта.

Повышение НДС на два процентных пункта может оказаться критичным для ряда предприятий малого и среднего бизнеса — им придётся повысить цены, условно говоря, на величину роста НДС. Однако нельзя быть уверенными в том, что спрос на их продукцию в результате сохранится на прежнем уровне.

Для более крупных производителей, а также для производителей товаров и услуг первой необходимости критичного ничего в таком повышении НДС нет — на их продукцию спрос будет в любом случае.

Юлия Вымятнина,декан факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге

«Скорее всего, с учётом этого реализация новых майских указов не даст ожидаемого эффекта на экономический рост», — констатирует Нигматуллин.

Есть ли альтернатива повышению НДС

Эксперты резюмируют, что государство не сможет за шесть лет найти 2 трлн рублей, совсем не повышая налоговую нагрузку на бизнес и население.

В идеале, стоило бы пересмотреть сам «майский указ» с точки зрения выполнимости в нынешних условиях, а не пытаться выполнить его любыми средствами за счёт населения и во вред экономике, рассуждает Александра Суслина из Экономической экспертной группы.

Возможно, имеет смысл действовать комплексно. Можно отказаться от нулевых ставок НДС и освобождения от НДС (за исключением экспорта), оставив только льготные ставки и стандартные ставки 10-18%.

Помимо этого, имеет смысл отказаться от неэффективной программы материнского капитала, тем более снижение ставок по ипотеке и программы субсидирования её для семей эффективно её заменяют.Наконец, недостающие средства можно получить за счёт приватизации пакетов акций госкомпаний.

Как минимум, можно полностью выйти из капитала «Аэрофлота» и ВТБ, продать блокпакеты в РЖД и более мелких активах. Помимо поступлений от продажи приватизация улучшит корпоративное управление и дополнительно подстегнёт экономический рост и налоговые отчисления.

Тимур Нигматуллин, аналитик компании «Открытие брокер» Нужно понимать, что в нашей стране проблема скорее сводится к структурным ограничениям в экономике — нужно менять стиль государственного управления, снижать бремя разного рода проверок, снижать коррупционную составляющую, чтобы экономика действительно могла начать расти. Если удастся продвинуться в этом направлении, можно было бы избежать повышения налогов. Однако на данный момент такой сценарий представляется маловероятным. Юлия Вымятнинадекан факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге

НДС считается наиболее нейтральным налогом и, по сравнению с остальными налогами, в меньшей степени влияет на экономику, объяснил Андрей Чернявский из Центра развития ВШЭ. Альтернативные меры в этом направлении, по его словам, не способствуют росту экономики и будут иметь только негативные последствия.

При этом Чернявский допускает, что правительство может вернуться к обсуждению НДФЛ, потому что в России относительно низкий налог на доходы физических лиц. Вопрос повышения НДФЛ уже поднимался в марте 2018 года, но в мае Дмитрий Медведев заверил, что сейчас таких планов нет.

Если не повысить ставки внутренних налогов, правительство будет тратить на финансирование реформ поступления от высоких цен на нефть, а это опасный путь, предупреждает главный экономист «Альфа-банка» Наталия Орлова.

В этом случае будет расти зависимость бюджета от нефтяных поступлений и кроме того судьба реформ также будет привязана к состоянию сырьевого рынка. Поэтому повышение налоговой нагрузки, особенно на потребителей, выглядит безальтернативным.

Налогообложения российского бизнеса сопоставимо с уровнем бизнеса налогообложения в мире, а вот ставки подоходного налога в России гораздо ниже мировых. По этой причине именно потребители являются основными кандидатами на увеличение налоговых платежей в бюджет.

Наталия Орлова, главный экономист «Альфа-банка»

Выводы

  • НДС фактически платят потребители, повышение сбора нужно для финансирования новых президентских указов. Если сбор увеличат, бизнесу придётся поднять цены. В этом случае малый и средний бизнес ждёт потеря спроса на их товары.
  • Рост цен может составить от одного до нескольких процентов. Предсказать сложно, ведь компании используют товары и услуги подрядчиков, которых тоже заденет рост НДС.
  • Цены на лекарства могут вырасти сильнее, чем на другие товары. Если учесть и повышение НДС, и внедрение систем маркировки лекарств, то рост цен может составить 12-15%.
  • Можно ли выбрать другой сценарий? Да, например, продать госпакеты «Аэрофлота» и ВТБ или пересмотреть «майские указы» Путина. Но в целом альтернативные меры привлечения средств могут привести к более негативным последствиям, а НДС — наиболее нейтральный налог.

РИА Новости, VC.ru, Ведомости

Источник: https://zen.yandex.ru/media/creditura/gosduma-priniala-zakon-o-povyshenii-nds-chto-nas-ojidaet-mneniia-ekspertov-5b57e126b00f5900ac9a8366

Повышение НДС до 20% с 1 января 2019 года

В связи с увеличением ндс

С 1 января 2019 года в России повысился НДС  –  с 18 до 20%. Закон о смене ставки самого важного налога Президент подписал в августе 2018 года.

 В связи с этим весь оставшийся период 2018 года компаниям потребовалось в срочном порядке уточнять условия договоров на 2019 год и обновлять настройки программ.

Бухгалтеры также столкнулись со сложностями по НДС в переходный период, поскольку часть счетов-фактур была со «старым» НДС, а часть – с новым.

Немного истории

Для россиян прошедший летом 2018 года Чемпионат мира по футболу неминуемо теперь ассоциируется с двумя неприятными нововведениями – повышением пенсионного возраста и повышением ставки НДС до 20 процентов.

Ведь именно в день открытия ЧМ-2018 14 июня на заседании Правительства премьер Дмитрий Медведев «обрадовал» всех этими сообщениями.

Законопроект о повышении налога был написан в считанные дни, к концу июля Госдума уже приняла закон о повышении ставки НДС с 18 до 20%, а президент также быстро согласился ввести более высокую ставку и подписал соответствующий закон (Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ).

НДС 20% – с какого года изменился и чем это грозит?

Крупного бизнеса, работающего на общей системе налогообложения (т.е.

с НДС), и заключающего сделки с такими же крупными компаниями, повышение ставки коснулось незначительно – такие компании стали закупать и продавать товары с одинаковым размером НДС 20%, и с возможностью уменьшить его на сумму входящего налога.

Обратная ситуация с экспортерами: они оказались даже в плюсе – для них сохранилась льготная ставка 0%, и если раньше они могли возместить 18% НДС, то после 1 января 2019 года эти суммы выросли на 2%

Больше всего последствия повышения НДС ощутили на себе небольшие компании и рядовые покупатели в магазинах. Увеличение НДС отразилось на стоимости товаров, работ, услуг.

Итак, НДС подняли с 1 января 2019 года. Новая ставка 20% применялась к товарам, отгруженным после этой даты, независимо от даты заключения договора.

То есть, если заключение договора на реализацию и перечисление аванса произошло в 2018 году, а отгрузка – после 1 января 2019 года, то ставка НДС по этому товару составила уже 20 процентов.

НДС по «старой» ставке 18% могли применять только те, кто успел реализовать свои товары во время до 31 декабря включительно.

Важно!

Льготная ставка НДС в размере 10% в 2019 году сохранилась. Поэтому компании, которые занимаются поставкой данных товаров, со сложностями переходного периода по НДС не столкнулись.

Как переходили на НДС 20%?

Чтобы не потерять деньги из-за претензий со стороны контрагентов и споров с инспекцией, компаниям еще осенью 2018 года пришлось задуматься о том, как подготовиться к нововведению и что поменять в своей работе.

Первое и самое важное, что надо было сделать, – провести ревизию всех договоров и внести соответствующие корректировки.

В новых договорах сразу учесть увеличение ставки НДС, а к старым создать дополнительные соглашения, чтобы переделать их в договоры с НДС 20%.

Какие договоры нужно было исправлять?

  1. В договоре прописано, что ставка НДС 18%
    Как исправляли: В дополнительном соглашении прописывалась стоимость без учета НДС, а также сумма и ставка НДС сверху.

  2. В договоре прописано, что стоимость указана без учета НДС, значит, НДС начисляется сверх стоимости товара или услуги
    Как исправляли: В принципе договор в этом случае можно было не изменять. Но мы рекомендовали нашим клиентам все же составить допсоглашения, чтобы точно избежать споров с покупателем.

  3. В договоре о НДС не сказано
    Как исправляли: В дополнительном соглашении надо было четко зафиксировать, что цена не включает НДС, а НДС начисляется сверху.

Какие договоры не потребовалось исправлять?

  1. Если стоимость устанавливается в спецификациях, приложениях или других дополнительных документах к договору.
  2. Если компания продает товары или оказывает услуги, облагаемые НДС по ставке 10 или 0%.

    Ставка 10% используется при продаже социально значимых товаров: продукты, лекарства, детские товары, услуги по внутренним воздушным перевозкам граждан.Нулевая ставка используется в основном при экспорте товаров, при оказании услуг по международным перевозкам.

  3. Если по договору предусмотрено право продавца в одностороннем порядке увеличить стоимость в случае увеличения НДС. К слову, такая ситуация встречается очень редко.

Мы не исключали ситуацию, когда покупатель будет отказывается от подписания дополнительного соглашения о повышении стоимости в связи с увеличением НДС до 20%. В таком случае, по сути, нагрузка в дополнительные 2% НДС ложилась на компанию-поставщика.

Рассмотрим на примере.

Ставка НДСЦена, в том числе НДС (руб.)Сумма НДС (руб.)Цена без НДС (руб.) –выручка продавца
Стоимость до повышения цены 18% 118 18 (118*18/118) 100
Если покупатель согласился на повышение цены 20% 120 20 (120*20/120) 100
Если покупатель отказался от повышения цены 20% 118 19,67 (118*20/120) 98,33

То есть выручка компании станет на 1,67 руб. меньше, чем раньше.

Мы сразу предупредили наших клиентов о том, что, если они вдруг решат повлиять на такого покупателя через суд, то сделать это будет довольно непросто. Поскольку судебная практика по таким делам еще не сложилась, то решение судей в каждой конкретной ситуации непредсказуемо.

В связи с этим мы предложили наиболее оптимальный вариант для избежания таких сложностей в будущем: указывать, что стоимость указана без учета НДС. В этом случае будет четко зафиксирована сумма выручки, на которую сверху должен будет начисляться НДС.

Пример формулировки в допсоглашении или новом договоре

При составлении договора/допсоглашения мы рекомендовали учесть 2 важных момента:

  1. Стоимость указывать без НДС – в таком случае поставщик будет защищен от споров с покупателями из-за повышения цены, так как она зафиксирована, и к ней НДС прибавляется сверху (сколько бы он ни был).
  2. Прописать, что до конца 2018 года все отгрузки идут с НДС 18%, а с начала 2019 года – 20%.

Пример формулировки для дополнительного соглашения либо нового договора:

Стоимость составляет 100 руб. без учета НДС.

Источник: https://1C-WiseAdvice.ru/company/blog/povyshenie-nds-do-20-procentov/

Правомерно ли изменение цены договора в предпринимательских отношениях в связи повышением НДС?

В связи с увеличением ндс

Статья подготовлена в соавторстве с юристом ООО «Мамси» – Анастасией Малых (anastasiya.malyh92@gmail.com)

В начале 2019 года многие организации, которые выступают в качестве продавцом товаров (работ, услуг) в сделках с предпринимателями задумались об индексации цен в своих договорах, так как их издержки на уплату «исходящего» НДС выросли.

В свою очередь, организации – покупатели товаров (работ, услуг) озаботились вопросом правомерности индексации данных цен продавцами, которые заявляют об этом в одностороннем порядке.

В этой связи следует детально определить условия совершения индексации цен в предпринимательских отношениях между организациями в связи с изменением ставки НДС.

В первую очередь, следует обратится к вопросу договорного установления условия о цене.

В соответствии с п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Из содержания п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

Стороны праве установить возможность одностороннего изменения условий договора, о чем свидетельствуют положения п.1 ст.450 ГК РФ.

В иных случаях односторонние действия продавцов по индексации цен противоречат закону по следующим основаниям.

Согласно ст. 424 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Федеральный закон от 03.08.2018 N 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее – «ФЗ № 303-ФЗ») не содержит прямого указания на распространение положений ФЗ №303-ФЗ на договоры, заключенные до 01 января 2019 г.

Более того, ст. 5 ФЗ № 303-ФЗ прямо указывает на то, что положения данного ФЗ подлежат применению для правоотношений, возникших с 01 января 2019 года.

На основании вышеизложенного следует, что в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализуемых (выполненных, оказанных) начиная с 1 января 2019 года, применяется налоговая ставка по НДС в размере 20 %, независимо от даты и условий заключения договоров на реализацию указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав.

При этом согласно п. 1 ст. 168 НК РФ продавец дополнительно к цене отгружаемых начиная с 01 января 2019 товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав сумму налога, исчисленную по налоговой ставке в размере 20 процентов.

В соответствии с п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» по смыслу положений п. 1 и 4 ст.

168 НК РФ сумма налога, предъявляемая покупателю при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должна быть учтена при определении окончательного размера указанной в договоре цены и выделена в расчетных и первичных учетных документах, счетах-фактурах отдельной строкой. При этом бремя обеспечения выполнения этих требований лежит на продавце как налогоплательщике, обязанном учесть такую операцию по реализации при формировании налоговой базы и исчислении подлежащего уплате в бюджет налога по итогам соответствующего налогового периода.

В этой связи, принимая во внимание, что сторонами согласовали цену услуг/работ с учетом НДС, в целях выполнения требований ст. 168 НК РФ с 01 января 2019 года следует исчислить сумму НДС по ставке 20 % от обшей (согласованной) цены Договора, без ее увеличения. 

Аналогичная позиция изложена в Письме ФНС России от 23.10.2018 N СД-4-3/20667@ «О порядке применения налоговой ставки по НДС в переходный период», в котором налоговый орган указал, что изменение налоговой ставки не изменяет для налогоплательщика порядок и момент определения налоговой базы по НДС.

Следует напомнить, что аналогичная ситуация сложилась в 2004 году при уменьшении ставки НДС с 20 % до 18 %.

Суды в том период указывали, что одностороннее изменение стоимости товаров (работ, услуг) невозможно; изменить стоимость товаров (работ, услуг) с учетом новой ставки налога можно только по соглашению сторон (См., например, Постановление ФАС Уральского округа от 08.07.2008 г.

N Ф09-4928/08-С5, в котором лизингополучатель требовал снижения цены на 2%, поскольку с 2004 произошло уменьшение ставки налога, однако суд указал, что даже если стоимость услуг указана с учетом 20% НДС — «120, в т.ч.

НДС 20%», то лизинговый платеж можно пересчитывать только по договоренности сторон).  

Таким образом, принимая во внимание действующие положения ГК РФ, НК РФ, а также ФЗ № 303-ФЗ, законодатель не наделяет продавцов товаров (работ, услуг) в предпринимательских отношениях правом в одностороннем порядке автоматически увеличить цену договора на 2 % в связи с увеличением ставки НДС, если данная возможность не определена в самом договоре.

Источник: https://zakon.ru/blog/2019/01/30/pravomerno_li_izmenenie_ceny_dogovora_v_predprinimatelskih_otnosheniyah_v_svyazi_povysheniem_nds

Что на самом деле значит повышение НДС

В связи с увеличением ндс

НДС — это налог на добавленную стоимость. Если компания закупает дешевле, а продает дороже, то разница между покупкой и продажей считается добавленной стоимостью, с нее нужно платить налог.

Формально НДС — это налог для бизнеса. Но из-за особенностей начисления и уплаты фактически он ложится на конечного потребителя. Повышение НДС может повлиять на потребительские цены некоторых товаров и услуг.

НДС ввели в России в начале 90-х. Когда-то ставка была 28%, в 1994 году ее снизили до 20%, а в 2004 — до 18%. Ставка 20% у нас уже была.

НДС — основной налог федерального бюджета (не путать с региональным). НДС обеспечивает треть всех поступлений и находится на втором месте после нефтегазовых доходов.

Если очень упрощенно, то, когда мы платим НДС в цене товаров и услуг, мы все понемножку скидываемся на общие цели.

На первом месте в структуре бюджета всегда были нефтегазовые доходы. Еще есть резервные фонды: когда цена на нефть снизилась, какие-то программы финансировались за счет накоплений. Но этих запасов все меньше, а расходы сокращать нежелательно.

Нужно оплачивать социальные программы. Социальные программы — это, например, материнский капитал, льготная ипотека, федеральная программа благоустройства дворов.

Правительство рассчитало, что если НДС повысится до 20%, то бюджет получит дополнительные 620 млрд рублей в год, которые можно будет потратить на эти и другие программы.

В пересчете на одного жителя России это 360 рублей в месяц.

360 рублей в месяц

будет стоить одному россиянину повышение НДС до 20%

Другие варианты еще хуже. Когда денег не хватает, есть разные варианты их найти. Можно повысить НДФЛ, отменить льготы, ужесточить условия господдержки, отменить материнский капитал; можно вернуться к повышенной ставке страховых взносов или ввести налог с продаж. Любая из этих мер будет непопулярной.

Скорее всего, цены продолжат расти, но не только из-за НДС. НДС не повышали последние 14 лет, но цены все равно росли. Ключевая ставка ЦБ снижалась, но цены росли. Кредиты для предпринимателей становились доступнее, но цены росли. НДС на бензин весной не увеличивали, но он все равно подорожал. Цена на товар — сложная штука, и один НДС тут не решает.

В цене некоторых товаров вообще нет НДС. Например, если товар или услуга освобождены от этого налога или его законно не платят предприниматели. Но эти товары тоже подорожают, даже если закон не примут. Например, может вырасти аренда, зарплаты сотрудников или магазин просто захочет больше зарабатывать.

Подорожают дорогие товары. Например, автомобили: у них больше наценка в абсолютном выражении, поэтому и повышение НДС будет заметнее.

Льготную ставку сделают постоянной. С 2021 года взносы должны были повысить на 4 процентных пункта, но не повысят. Из-за этого бюджет недополучит 1 трлн рублей в год. Возврат к повышенной ставке сильно ударил бы по бизнесу: себестоимость товаров и услуг выросла и это отразилось бы на цене. Так что этот законопроект защищает и бизнес, и потребителей.

С высоких зарплат придется платить больше взносов. Если зарплата за год больше 1,021 млн рублей (это чуть больше 85 тысяч в месяц), с превышения на пенсионное страхование сейчас нужно платить 10%. Сейчас это так и работает, но взносы с превышения действовали только до 2020 года. Это условие предлагают сохранить бессрочно.

Но сравнивать налоговую нагрузку только по НДС некорректно.

  • В Канаде низкий НДС, но высокие тарифы страховых взносов.
  • Есть страны, где большую часть налоговых поступлений составляет НДС, а где-то — налог на доходы. Например, в США, Дании и Люксембурге большую часть налоговых поступлений в бюджет приносит именно НДФЛ. В Австрии и Германии — социальные платежи. А в Греции и Португалии — косвенные налоги, такие как НДС.
  • В Великобритании основная ставка НДС 20%, а максимальный НДФЛ — 45% (у нас обычная ставка 13%). В Италии НДС 22%, но налог на доходы составляет от 23 до 43%. При этом налог на прибыль у нас составляет 20%, а в Италии — до 38%.

Зато кредиты для бизнеса у нас с двузначными ставками, а в Европе — в несколько раз дешевле. Сравнивать налоговую нагрузку и экономическую ситуацию только по ставкам НДС нельзя. Мы можем платить за коммунальные услуги 3000 рублей в месяц, а в какой-то европейской стране эти же услуги стоят 300 евро, причем газ и воду приходится экономить, а мусор надо сортировать.

Это сложно. Мы живем в колоссально сложно устроенной системе, где в одном месте починил — в двух других сломалось. Проще считать, что повышение НДС — это никак. Надо жить дальше.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/fake-news/nds-20-18/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.