Расчет земельного налога для организаций

Содержание

Различные примеры расчета земельного налога

Расчет земельного налога для организаций

Исполнение налоговых обязательств является обязанностью каждого субъекта, в отношении которого они установлены, вне зависимости от его типа или категории.

В частности, различные группы лиц, владеющих земельными участками, являются обязательными плательщиками соответствующего земельного налога.

Особенности его расчета, а также основные способы, которые при этом используются, и конкретные примеры будут рассмотрены далее более подробно.

Основные способы расчета

Земельный налог представляет собой обязательный сбор в местный бюджет, который устанавливается в отношении некоторых категорий собственников земельных участков. Как и в отношении большинства остальных видов налога, рассматриваемый можно рассчитать при помощи следующих основных способов:

Вручную

В этом случае плательщик производит все расчеты самостоятельно, без использования каких-либо специальных средств (разве что только калькулятора). Делается это по установленной формуле и в соответствии с данными, которые должны иметься у плательщика.

При помощи онлайн-калькулятора

В этом случае расчеты осуществляются автоматически, при помощи специальных калькуляторов, которые размещены на отдельных сайтах в сети интернет. В зависимости от конкретного типа инструмента пользователю может потребоваться как введение всех данных (в частности, точной ставки), так и указания лишь общей информации (месторасположения участка и категории земли).

В последнем случае ставка будет выбрана автоматически.

Кроме этого, в режиме онлайн можно не только рассчитать необходимую к уплате сумму, но и сформировать на ее основании платежный документ (платежное поручение). В частности, такая функция доступна в специальном разделе на официальном сайте ФНС.

Ниже представлен удобный онлайн-калькулятор, который поможет вам определить размер налога:

Особенности и примеры расчетов для разных ситуаций

Базовым способом определения суммы земельного налога является его расчет вручную, по установленной формуле. Стоит рассмотреть несколько примеров проведения расчетов для данного показателя как в обычной ситуации, так и при наличии определенных особенностей:

Стандартные условия расчета

Базовая формула земельного налога (ЗН) выглядит следующим образом:

ЗН = КС * П, где

КС — это кадастровая стоимость земельного участка, выступающего объектом налогообложения, а П — налоговая ставка, установленная для него местными представителями законодательной власти.

Стоит рассмотреть порядок вычислений на основании таких данных:

В этом случае величина налога составит:

ЗН = 213 000 * 0,8% = 1704 руб.

Поскольку никаких других дополнительных данных в этой ситуации нет, итоговая сумма к уплате в бюджет составит 1704 руб.

Определение налога за неполный налоговый период (год)

Предположим, что в рассматриваемом выше примере участок был приобретен плательщиком в течение налогового периода, например, 11 мая. В такой ситуации заплатить налог он обязан будет с учетом корректирующего коэффициента, который составит:

К = 8/12 = 2/3 (или 0,66666667)

Для расчетов в данном случае берется количество месяцев в году, в течение которых собственник фактически владел землей (в данном случае оно равно 8), и общее количество месяцев в году.

При этом месяц, в котором земля была приобретена, в расчетах все равно учитывается полностью, независимо от точной даты проведения сделки (то есть это может быть как 1, так и 31 мая).

Величина налога в данном случае составит:

ЗН = 213 000 * 0,8% * 2/3 = 1136 руб.

Таким образом, за 8 месяцев владения собственником участком он заплатит за него в бюджет земельный налог на сумму 1136 руб. Аналогичная ситуация будет и с расчетами при продаже земли в течение года.

Расчет налога за неполный месяц

В этом случае порядок вычислений ничем не будет отличаться от ситуации, рассмотренной в предыдущем примере, поскольку конкретная дата и полнота месяца на это никак не влияют.

Кроме этого, на порядок расчета земельного налога могут оказывать влияние и некоторые другие дополнительные факторы:

  • наличие у плательщика определенных льгот (в частности, позволяющих несколько снизить налоговую базу);
  • изменение кадастровой стоимости участка в течение налогового периода (в отдельных случаях при этом налог пересчитывается сразу после документального закрепления соответствующих изменений);

Например, при наличии у плательщика налоговой льготы в виде снижения базы на 10 тыс. руб. расчет налога для нашего примера будет выглядеть следующим образом:

ЗН = (213 000 – 10 000) * 0,8% = 1624 руб.

Таким образом, экономия на налоговом платеже составит 80 руб. (1704 – 1624 руб.). Более серьезная скидка может быть предусмотрена, если льгота будет представлена в другой форме (например, в виде скидки 50% на уплату налога), что может быть установлено местными законодательными актами. В таком случае ЗН будет снижен вдвое и составит 852 руб. (1704 руб. * 50%).

Также сумма налога будет иной в ситуации, когда земля находится в общей совместной или долевой собственности.

Например, если в нашем примере участок будет принадлежать двум гражданам в долях 1/3 и 2/3, то величина налога для каждого из них составит:

ЗН1 = 213 000 * 0,8% * 1/3 = 568 руб.

ЗН1 = 213 000 * 0,8% * 1/3 = 1136 руб.

В ситуации, когда конкретные доли участка не выделены, считается, что он принадлежит собственникам в равных частях (то есть по ½ доли для каждого из них).

Поэтому распределение налога также будет равным, то есть его величина будет одинакова для обоих собственников и составит 852 руб. (1704/2).

Такой способ позволяет максимально справедливо распределить налоговые обязательства между всеми владельцами недвижимости.

Особенности расчетов для юридических и физлиц

Главным и наиболее существенным отличием в расчетах налога для таких категорий плательщиков, как физические и юридические лица, является тот факт, что только представители последней группы должны производить их самостоятельно.

Что касается физических лиц, то в отношении них такая обязанность не установлена, за них все расчеты производятся сотрудниками ИФНС.

Причем данная особенность касается всех без исключения физ лиц, в том числе и индивидуальных предпринимателей. В отношении последней категории плательщиков обязанность по самостоятельному установлению налога была отменена относительно недавно (с 2016 года), что фактически приравняло их к обычным гражданам.

Кроме этого, для земельных участков некоторых типов, принадлежащих физическим лицам, может быть установлен дополнительный корректирующий коэффициент. В частности, это распространяется на участки, на которых осуществляется строительство (кроме ИЖС). Данный коэффициент является повышающим и составляет 2 и 4, в зависимости от срока строительства (менее и более трех лет соответственно).

Также определенные отличия есть и в порядке уплаты налога — физ лица делают это один раз в году и единым платежом, а юридические — вносят авансовые платежи ежеквартально в течение налогового периода (если иное не установлено местными законодательными актами). Также в отношении последней категории плательщиков установлена обязанность по сдаче специальной отчетности в ИФНС (декларации), от чего граждане и ИП полностью освобождены.

Таким образом, очевидно, что при расчетах земельного налога не должно возникнуть никаких особых трудностей или спорных моментов.

Однако обязательным условием для этого является наличие у плательщика всех данных, которые используются при этом.

Значительно упросить эту процедуру и сэкономить время поможет использование специальных автоматизированных инструментов (в частности, онлайн-калькуляторов), с помощью которых расчеты будут более точными и надежными.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/nalogi/stoimost-i-raschet/primery.html

Земельный налог для организаций: ставка, сроки уплаты, льготы — Контур.Бухгалтерия

Расчет земельного налога для организаций

Земельный налог относится к местным и регулируется законодательством муниципальных образований, а в городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — законами этих городов. В рамках Налогового кодекса муниципальные образования определяют в рамках:

  • налоговые ставки;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • налоговые льготы, включая размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Какие организации платят земельный налог?

Налогоплательщики по земельному налогу — организации, обладающие земельными участками, которые признаются объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса. Земля должна принадлежать организации на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Организации не отчитываются и не платят налог по земельным участкам, которые находятся у них на праве безвозмездного пользования или переданных по договору аренды.

Если земельный участок относится к имуществу, составляющему паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиком признается управляющая компания. Налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

Объект налогообложения по земельному налогу

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Также не признаются объектом налогообложения:

  • земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством;
  • ограниченные в обороте земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
  • земельные участки из состава земель лесного фонда;
  • ограниченные в обороте земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами;
  • земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Налоговая база по земельному налогу

Налоговая база определяется отдельно для каждого земельного участка и равна его кадастровой стоимости на 1 января года, за который считается налог. Если земельный участок появился в течение налогового периода, то для определения налоговой базы берется кадастровая стоимость на дату постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Из этого правила есть исключения:

  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась после исправления технической ошибки, допущенной государственным органом при регистрации участка или ведении кадастра недвижимости: в этом случае исправление учитывается в расчете налоговой базы начиная с периода, в котором была допущена ошибка;
  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась по решению суда или комиссии по рассмотрению споров: в этом случае измененная кадастровая стоимость действует начиная с периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости. Но не раньше даты внесения в кадастр первоначальной (оспоренной) кадастровой стоимости.

Если земельный участок находится на территориях нескольких муниципальных образований, для каждого из них налоговая база определяется отдельно и равняется доле кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональной доле части участка.

Как определить налоговую базу для земельного участка, находящегося в общей собственности

Для земельных участков, которые находятся в общей долевой собственности, налоговая база определяется отдельно для каждого налогоплательщика-собственника участка пропорционально его доле в общей собственности.

Часто при покупке недвижимости покупатель получает право собственности на часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Налоговая база по этому участку для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на земельный участок.

Если недвижимость покупают несколько лиц, налоговая база для каждого определяется пропорционально доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.

Налоговый и отчетный период по земельному налогу

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. Законодательные органы муниципального образования могут не устанавливать отчетный период.

Налоговая ставка по земельному налогу

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований и законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Ставки не могут превышать:

— 0,3 %

  • для земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых для сельскохозяйственного производства;
  • для земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
  • для участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства;
  • для участков, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

— 1,5 % для прочих земельных участков.

По этим же ставкам производится налогообложение, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми муниципального образования.

Муниципальное образование может установить дифференцированные налоговые ставки в зависимости, например, от категории земли или места нахождения объекта налогообложения участка в муниципальным образовании.

Налоговые льготы по земельному налогу

От налогообложения освобождаются:

  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста в отношении земельных участков, которые используются для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций;
  • организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  • религиозные организации — в отношении участков, на которых расположены здания религиозного и благотворительного назначения;
  • общероссийские общественные организации инвалидов;
  • «сколковцы».

Полный список смотрите здесь.

Порядок расчета земельного налога и авансовых платежей по нему

Сумма налога считается после окончания налогового периода и равна произведению налоговой ставки и налоговой базы. Если компания приобрела земельный участок с целью жилищного строительства, расчет налога и авансовых платежей по нему производится с коэффициентом:

  • коэффициент = 2 применяется в течение 3 лет с даты государственной регистрации прав на земельный участок и до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;
  • если строительство и государственная регистрация прав произошли раньше истечения трех лет, то переплаченная сумма налога зачитывается или возвращается налогоплательщику в общем порядке;
  • если жилищное строительство превысило 3-летний срок, в течение следующих 4 лет и до государственной регистрации прав на построенный объект применяется коэффициент = 4.

Налогоплательщики-организации, для которых установлены квартальные отчетные периоды, самостоятельно исчисляют земельный налог и авансовые платежи по нему после окончания первого, второго и третьего квартала.

Квартальный авансовый платеж = ¼ * налоговая ставка * кадастровая стоимость земельного участка на 1 января налогового периода.

Муниципальные образования могут разрешить некоторым категориям налогоплательщиков не исчислять и не перечислять авансовые платежи.

По итогам налогового периода организации перечисляют в бюджет разницу между исчисленной суммой налога и уплаченными в течение налогового периода авансовыми платежами.

Неполный налоговый период или неполный период действия льгот

Если налогоплательщик получил или потерял право собственности на земельный участок в течение налогового периода, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть время владения участком. Для этого рассчитывается коэффициент: число полных месяцев владения участком делим на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Расчет числа полных месяцев владения участком делается так:

  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло до 15-го числа (включительно) или прекращение права произошло после 15-го числа, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права;
  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло после 15-го числа или прекращение права произошло до 15-го числа (включительно), этот месяц не считается месяцем владения участком.

Налогоплательщики, которые имеют право на налоговые льготы, должны предоставлять подтверждающие документы в ИФНС по месту нахождения земельного участка.

Если налогоплательщик в налоговом периоде получил или потерял право на льготу по земельному налогу, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть срок отсутствия этой льготы.

Месяц возникновения и прекращения права на налоговую льготу принимается за полный месяц.

Когда сдавать декларацию по земельному налогу

Налогоплательщики-организации не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, сдают налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Крупнейшие налогоплательщики, сдают декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Срок уплаты земельного налога и авансовых платежей

Организации платят авансовые платежи и земельный налог в бюджет по месту нахождения земельных участков в сроки, которые установлены нормативными актами муниципальных образований. Срок уплаты налога не может быть раньше срока сдачи декларации по земельному налогу — сейчас это 1 февраля.

Хотите легко платить налоги и сдавать декларации? Работайте в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия: ведите учет, начисляйте зарплату и отпрвляйте отчетность онлайн. Сервис напомнит об уплате налога, поможет рассчитать его и автоматически сформирует отчетность. Первый месяц работы бесплатен для всех новых пользователей.

Подготовка отчетности организации во многом зависит от того, на каком налоговом режиме работает ООО. Важно вовремя подготовить данные, заполнить актуальные формы отчетов и вовремя направить их в соответствующий контролирующий орган. В статье мы расскажем, какие отчеты должны сдавать юрлица.

, Елена Космакова

Результаты финансовой и хозяйственной деятельности организации отражаются в ее отчетах и декларациях. Правильное и своевременное ведение отчетности помогает руководству принимать верные управленческие решения и избавляет от санкций со стороны контролирующих органов. В этой статье мы расскажем, что важно соблюдать для грамотного ведения отчетности.

, Елена Космакова

Отчетность — это способ рассказать государству о своей финансовой и хозяйственной деятельности. Грамотная и своевременная подготовка отчетов помогает не только избежать кары со стороны налоговой или фондов — отчетные документы могут стать базой для важных управленческих решений. Сегодня мы расскажем, как готовить и сдавать отчетность по организации.

, Елена Космакова

Источник: https://www.B-Kontur.ru/enquiry/243

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.