Кто имеет право на первоочередное получение жилья

Кто имеет право на бесплатное жилье?

Кто имеет право на первоочередное получение жилья

Максим Астапов

Адвокат (Адвокатская палата г. Москвы)

специально для ГАРАНТ.РУ

В этой колонке рассмотрю общие основания, по которым россияне могут бесплатно получить жилое помещение из государственного и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.
 

Конституция РФ о праве на бесплатное обеспечение жильем

Правовые нормы Конституции и положения федерального законодательства позволяют реализовать право граждан на жилище различными способами.

Жилые помещения могут предоставляться по договору социального найма в домах государственного или муниципального жилищного фонда отдельным категориям граждан.

Жилые помещения могут предоставляться по договору коммерческого найма широкому кругу лиц. Граждане могут приобретать жилые помещения в частную собственность в домах различных жилищных фондов за собственные средства.

Жилые помещения могут возводиться за счет собственных средств граждан.

Правила о бесплатном обеспечении граждан жильем за счет государственных и муниципальных жилищных фондов закреплены Конституцией РФ, более детально эти правила разработаны в Жилищном кодексе. Часть 3 ст.

40 Конституции РФ гласит: “Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами”.

Из текста Основного Закона следует, что государство бесплатно или за доступную плату обеспечивает жильем граждан, отвечающим двум главным критериям.

Во-первых, это те, кто нуждается в жилье, то есть не имеет жилого помещения, или имеет его в недостаточном размере, и признан нуждающимся в жилом помещении в соответствии с действующим законодательством. Это главный критерий общий для всех категорий граждан, которые могут обеспечиваться жилыми помещениями за счет государства или муниципалитетов, без исключения.

Второй важный критерий – имущественный. Жильем могут быть обеспечены малоимущие граждане, признанные таковыми в установленном законодательством порядке. Из этого критерия есть исключение.

Таким исключением является включение отдельных социальных групп граждан в какой-то конкретный закон в качестве лиц, которые могут обеспечиваться жильем за счет государства и без учета их имущественного положения.

Чтобы претендовать на получение жилья за счет государственных или муниципальных жилищных фондов нужно отвечать одновременно сразу двум критериям: обязательно первому – обеспеченность жильем менее установленных норм, и одному признаку на выбор из второго критерия – быть малоимущим или подпадать под действие одного из законов, наделяющих граждан таким правом независимо от их имущественного положения (перечень таких нормативных актов, дающих право, на получение жилья независимо от имущественного положения будет приведён в последующих публикациях на эту тему).
 

Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях

Как указывалось выше, главным критерием необходимым для получения жилья является определение уровня обеспеченности жилым помещением. Обеспеченность жилыми помещениями оценивается исходя из соответствия площади имеющегося у претендующих на получение жилья граждан жилого помещения учетной норме жилого помещения, а также условиям, установленным в ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

Согласно п. 4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее – учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетную норму для каждого населенного пункта определяет орган местного самоуправления (п. 5 ст. 50 Жилищного кодекса).

Например, для Москвы учетная норма устанавливается в размере 10 кв. м площади жилого помещения для отдельных квартир и в размере 15 кв.

м площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям (п. 3-4 ст. 9 Закона г.

Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения”).

В Перми учетная норма установлена в размере 12 кв. м площади жилого помещения на одного человека (Решение Пермской городской Думы от 30 мая 2006 г. № 103 “Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма”).

Согласно п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях):

  • не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
  • являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
  • проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
  • являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (Постановление Правительства РФ от 16 июня 2006 г. № 378 “Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире”).

Следует также остановиться на так называемом обязательном сроке проживания, устанавливаемом некоторыми субъектами Российской Федерации в качестве обязательных условий для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда.

В Москве, например, обязательным условием для признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях, наряду с условиями, перечисленными в ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса и в Законе города Москвы от 14 июня 2006 г.

№ 29 “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения”, является срок проживания в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет. В связи с этим п. 3 ст. 7, ч. 6 ст. 11 , ч. 2 ст. 38 закона города Москвы от 14 июня 2006 г.

№ 29 “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения”, устанавливающего такие сроки проживания, стали предметом рассмотрения Судебной коллеги по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации.

Рассмотрев жалобы граждан на вышеуказанные положения закона города Москвы, сопоставив нормы закона с федеральным законодательством, судебная коллегия пришла к выводу о том, что вопрос о конкретном сроке постоянного проживания как обязательном условии признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, Жилищным кодексом РФ не решен.

Вместе с тем, по мнению Судебной коллегии, Москва как субъект Российской Федерации вправе был своим законом в опережающем порядке в силу п. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г.

№ 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” урегулировать этот вопрос. (Определение Верховного Суда РФ от 11 июля 2007 г.

№ 5-Г07-56 “Об оставлении без изменения решения Московского городского суда от 13 марта 2007 года”).

При определении уровня обеспеченности жилыми помещениями учитывается суммарная площадь всех принадлежащих гражданину и членам его семьи жилых помещений (п. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ).

В следующих частях мы рассмотрим вопросы признания граждан малоимущими для целей обеспечения жильем, учет граждан для целей обеспечения жильем, порядок предоставление жилых помещений на условиях договора социального найма.

Источник: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/astapov/1114799/

Заболевания для отдельного жилья: Перечень заболеваний и размер жилища

Кто имеет право на первоочередное получение жилья

дно из оснований предоставления отдельного жилья действи­тельно связано с тяжелыми формами заболеваний. Но оно име­ет ряд особенностей. Разберем его детально.

Поводом для предоставления жилья будет ситуация, если в квартире проживает несколько семей, в составе одной из ко­торых есть больной, страдающий тяжелой формой хрониче­ского заболевания, при котором совместное проживание невозможно. И при этом семья не должна иметь друго­го жилья.

То есть если больной является членом семьи всех совместно проживающих в квартире людей — жилье не положено. А вот если под одной крышей живут две семьи, тогда у семьи с больным че­ловеком есть право на получение жилья.

К членам одной семьи относятся: супруги, дети и родите­ли, проживающие совместно. То есть если с вами в квартире живут именно эти родственники, вы все считаетесь одной семь­ей и поэтому не можете претендовать на жилье.

Если же живет еще кто-то из не перечисленных, тогда вы будете считаться двумя семьями, живущими в одной квартире, и соответственно будете подпадать под условие предоставления жилья. § Ст. 31, 51 Жилищного кодекса РФ.

Перечень заболеваний для получения отдельного жилья

Заболевания, указанные в Перечне, предоставляют право на получение дополнительной жилой площади. Основание — статья 17 Федерального Закона Р. Ф.

«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: людям с инвалидностью может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Действующий перечень заболеваний утвержден Постановлением Правительства Р. Ф. от 21.12.2004 № 817, текст постановления размещен на сайте «Российской газеты».

В новом Перечне заболеваний указаны не только наименования заболеваний, но и коды в соответствии с Международной классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). Международная классификация болезней содержит классы (разделы) кодов заболеваний и состояний. Разрабатывает МКБ Всемирная организация здравоохранения, и под ее руководством происходит пересмотр классификации.

В новом Перечне значительно изменилась формулировка пункта о психических заболеваниях.

Если по действующему Перечню право на дополнительную жилплощадь возникает при наличии «психического заболевания, требующего обязательного диспансерного наблюдения», то по новому Перечню такое право предоставляется при наличии отдельных «хронических и затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями».

Формулировка заболеваний, предоставляющих право на дополнительную жилую площадь «колясочникам», дополнена псориазом артропатическим, требующим применения инвалидных кресел-колясок.

В остальном формулировки остались прежними: к таким заболеваниям, в частности, относятся органические заболевания центральной нервной системы со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок, и (или) с нарушением функции тазовых органов.

Новый Перечень дополнен кодами конкретных заболеваний, включая код G80, обозначающий детский церебральный паралич.

  • 1.Психические заболевания, требующие обязательного диспансерного наблюдения.
  • 2.Органические заболевания центральной нервной системы со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок, и (или) с нарушением функции тазовых органов.
  • 3.Хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями: F01; F03 — F09; F20 — F29; F30 — F33.

Расшифровка кодов:

  • F01 — сосудистая деменция
  • F03 — F09 – деменция неуточненная; органический амнестический синдром, не вызванный алкоголем или другими психоактивными веществами; делирий, не вызванный алкоголем или другими психоактивными веществами, другие психические расстройства, обусловленные повреждением и дисфункцией головного мозга или соматической болезнью; расстройства личности и поведения, обусловленные болезнью, повреждением или дисфункцией головного мозга; органическое или симптоматическое психическое расстройство неуточненное.
  • F21 Шизотипическое расстройство
  • F22 Хронические бредовые расстройства
  • F23 Острые и преходящие психотические расстройства
  • F24 Индуцированное бредовое расстройство
  • F25 Шизоаффективные расстройства
  • F28 Другие неорганические психотические расстройства
  • F29 Неорганический психоз неуточненный

1.Органические заболевания центральной нервной системы со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок, и (или) с нарушением функции тазовых органов — G35; G60.0; G71.2; G80; T90.2 — T90.9; T91.1; T91.3; Z99.3; Z99.8.

Расшифровка кодов:

  • G60.0 Наследственная моторная и сенсорная невропатия
  • G71.2 Врожденные миопатии
  • G80 Детский церебральный паралич
  • T90.2 Последствия перелома черепа и костей лица
  • T90.3 Последствия травмы черепных нервов
  • T90.4 Последствия травмы глаза окологлазничной области
  • T90.5 Последствия внутричерепной травмы
  • T90.8 Последствия других уточненных травм головы
  • T90.9 Последствия неуточненной травмы головы
  • T91.1 Последствия перелома позвоночника
  • T91.3 Последствия травмы спинного мозга
  • Z99.3 Зависимость от кресла на колесах
  • Z99.8 Зависимость от других вспомогательных механизмов и устройств

Куда обращаться, чтобы больному дали отдельное жилье

После того, как в силу вступили новые поправки к Жилищному Кодексу РФ, «точкой отсчета» для определения нуждающегося в улучшении жилищных условий стали 15 квадратных метров занимаемой площади на одного члена семьи.

Хотя в некоторых регионах России эти нормативные квадратные метры несколько отличаются. Теперь граждане, обеспеченные 15-ю кв.

метрами жилья и более, если они отвечают всем нормам жилых помещений и требованиям санитарной службы, не могут быть поставлены на учет как нуждающиеся в жилье.

Приведем простой пример. Допустим в квартире общей площадью в 60 кв. метров проживает четыре человека – двое родителей и двое детей.

Если ранее дети, достигшие возраста совершеннолетия, могли встать на учет по улучшению жилищных условий, так как по документам им не принадлежала та жилплощадь, на которой они проживают с владельцами-родителями, то по нынешнему законодательству вся жилая площадь квартиры делится на четырех человек. Теперь повзрослевшие дети лишаются права считаться нуждающимися в жилье, так как имеют те самые 15 кв. метров в своем распоряжении.

Точно такие же нормы распространяются и на разведенных супругов, если они совместно владеют жильем в 30 кв. метров или более.

Однако с принятием поправок к Жилищному законодательству РФ не лишено смысла понятие «проживание в одной комнате матери с сыном». Допустим, мать и сын живут в однокомнатной квартире.

Даже если их общая площадь квартиры превышает 30 кв. метров по достижению 18 лет сын имеет право на улучшение своих жилищных условий.

Если ранее встать на учет по улучшению жилищных условий могли граждане, прописанные в квартире или доме со своими родственниками, где площадь жилья не соответствовала нормам Жилищного Кодекса, то с февраля 2010 года начали действовать поправки к законодательству.

Теперь при принятии гражданина на учет учитывается сумма всех квадратных метров, находящихся в пользовании его семьи в одном населенном пункте на момент подачи заявления об улучшении жилищных условий.

Следует уточнить, что к понятию «семья нанимателя жилья» относятся: супруги, родители, дети и родственники или граждане, которые проживают совместно с ними на общей площади и ведут с ними общее хозяйство.

Например, в малогабаритной двухкомнатной квартире проживает семья из трех человек, один из которых владеет домом в этом же городе. Тогда ни один из членов этой семьи не может встать на учет по улучшению жилищных условий, так как на каждого члена семьи приходится более 15 кв. метров жилья.

Если ранее семья стояла в очереди на улучшение жилищных условий и имела детей, то после совершеннолетия ребенка из этой семьи, он мог на правах полноправного гражданина РФ претендовать отдельно на улучшение своего жилья. Другими словами, очередь разделялась, но не с момента наступления совершеннолетия ребенка, а с того времени, когда его родители или опекуны изначально вставали на учет по улучшению жилья.

Согласно вновь принятым поправкам к Закону Жилищного Кодекса, раздел очереди на улучшение жилья теперь считается с момента совершеннолетия ребенка (после 18 лет) или на момент заключения им брака (если брак зарегистрирован раньше его 18-летия).

При этом поправка действует только в том случае, если 18-летний гражданин на момент подачи заявления об улучшении жилищных условий не имеет дополнительно приобретенного жилья с правом личной собственности (купленное, подаренное, унаследованное и т.д.

).

Во вновь принятом законодательстве Жилищного Кодекса учтены также права внебрачных детей, родившихся после расторжения брака, или усыновленных, если они, конечно, не имеют собственного жилья на момент подачи заявления. При этом в доме или квартире их родителей или опекунов, за ними больше не числятся квадратные метры жилья, если они самостоятельно встали на учет.

Что делать если остальные жильцы страдают из-за больного

Все жильцы имеют равное право пользования коридором, кухней, ванной комнатой, туалетом, прихожей.

По умолчанию считается, что жильцы могут занимать мебелью и прочим имуществом площадь указанных помещений соответственно их доле в квартире.

Порядок и очередность пользования указанными помещениями законодательно не установлены. Все споры по вопросам пользования местами общего пользования решаются в судебном порядке.

Собственники жилых помещений не имеют права выделять или отчуждать долю в натуре в имуществе, принадлежащем всем остальным собственникам коммунальной квартиры на праве общей собственности. При продаже доли в коммунальной квартире новый владелец приобретает право пользования местами общего пользования, а предыдущий утрачивает их.

Ремонт мест общего пользования Факт необходимости проведения ремонтных работ устанавливается в зависимости от способа заведования многоквартирным домом:

  • представителями организаций, управляющих и обслуживающих дом;
  • собственниками долей в коммунальной квартире;
  • привлеченными экспертами.

На основании составленного акта осмотра принимается решение о необходимости проведения ремонтных работ. В случае принятия положительного решения составляется смета. Ремонт мест общего пользования производится за счет средств собственников жилья пропорционально их долям.

Собственники жилья в коммунальной квартире без уведомления соседей имеют право:

  • сдавать жилье по договору найма;
  • регистрировать, в том числе, на временной основе, граждан в данном помещении.

В случае получения права пользования комнатой в коммунальной квартире на основании договора социального найма наниматель имеет право при соблюдении нормы предоставления жилой площади (12 кв. м общей площади на человека):

  1. Передать жилье в поднаем при наличии письменного согласия: наймодателя; всех членов семьи нанимателя, проживающих на данной территории; всех соседей и проживающих с ними членов их семей.
  2. Разрешить другим гражданам проживать в данном жилом помещении, на занимаемой на законном основании площади: на безвозмездной основе; по договору социального найма; на временной основе, не более 6 месяцев подряд; при наличии разрешения наймодателя; с согласия членов своей семьи.

Собственники жилья имеют законное право принимать гостей, которые могут использовать места общего пользования наравне с остальными жильцами коммунальной квартиры или другого жилья.

Важно! По всем вопросам об отдельном жьлье при заболевании, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Звоните 8-800-777-32-63.

Или можете задать вопрос в любом сплывающем окне, для того, что бы юрист по вашему вопросу смог Вам максимально быстро ответить и проконсультировать.

Юристы по медицинским, социальным и жилищным вопросам, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале, постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.

Источник: https://jur24pro.ru/sotsialnye-programmy/zabolevaniya-dlya-otdelnogo-zhilya-perechen-zabolevaniy-i-razmer-zhilishcha-267947/

Первоочередная и внеочередная очередь на квартиру

Кто имеет право на первоочередное получение жилья

Жилые площади предоставляются гражданам РФ в строгом порядке очередности, если они состоят на учете, как остро нуждающиеся в жилье, либо нуждающиеся в улучшении жилищных условий, согласно статье 33 Жилищного Кодекса РФ.

Получить жилье вне очереди могут лишь особые категории граждан, по причине расселения их после различных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

К примеру, семья не числится в списке очередников на получение жилья, но произошло землетрясение или наводнение, вследствие которого имеющееся у них в наличии жилье было разрушено или грозит обвалом.

Согласно все тем же законодательным нормам РФ, учет всех граждан страны, нуждающихся в улучшении жилищных условий или вовсе не имеющих постоянного жилья, ведется по единому списку. Но на основе единого списка составляются три отдельных списка: первоочередников, внеочередников и состоящих в списке на получение жилья на общих основаниях.

Такой принцип очередности никоим образом не может быть нарушен в пользу нуждающегося, независимо от степени нуждаемости граждан в жилье и независимо от личных заслуг граждан. Права на предоставления жилья граждане получают в тот момент времени, когда регистрируют документы, поданные на получение жилья.

Согласно изменениям в Жилищном Кодексе от 1996 года, при нарушениях правил очередности на получение жилья судебные исполнители могут принять решение о незаконности выданного ордера на жилье.

С исковым заявлением о нарушениях норм очередности в получении жилья могут выступать учреждения, организации, органы местной администрации (в чьих ведениях находятся распределяемые жилые помещения) либо прокурор, действующий в интересах одной из сторон.

Примечателен тот факт, что граждане самостоятельно не имеют право обращаться в суд с исковыми заявлениями, если считают, что их права как очередников были ущемлены. Они могут действовать только через правовое учреждение или органы местного самоуправления.

С одной стороны, такие законодательные нормы можно расценивать как ограничение прав граждан, но с другой стороны закон для всех один и нарушать его не следует.

На самом деле, в судебной практике нередки случаи, когда заявления от граждан все же принимаются и рассматриваются в индивидуальном порядке, исходя из сложившейся на конкретный момент времени ситуации.

В каких случаях вносятся изменения в список очередности граждан на получение жилья не в пользу нуждающегося?

Согласно статье 34 Жилищного Кодекса РФ, изменения в списках очередников среди граждан, нуждающихся в жилье, могут быть внесены местными органами самоуправлениями с указаниями веской причины или администрациями предприятий/организаций (после согласования действий с профсоюзным комитетом).

К примеру, за злостные нарушения правил трудового порядка на предприятии гражданина могут «сместить» в списке очередников на получение жилья на несколько пунктов.

Но исключить нуждающегося из списка очередников на получение жилья, согласно законодательным нормам, никто не сможет, в каких бы нарушениях дисциплины он не был обвинен (хулиганство, постоянные опоздания на работу, пьянство, хищение имущества, если оно не влечет за собой масштабы, предусмотренные уголовным кодексом и т.д.).

Перенести очередность гражданина в списке на получение недвижимости из жилищного фонда администрация предприятии вправе даже за одно злостное правонарушение. На самом деле случаев, при которых очередники на получение жилья могут быть на законных основаниях смещены в общих списках, довольно много.

Какая категория граждан РФ имеет внеочередное право на получение жилья?

Вне очереди получить жилье в РФ имеют право граждане, если они:

  • Потеряли жилье (общественное или государственное) из-за стихийного бедствия.
  • Пребывали в детском государственном учреждении и настал срок их совершеннолетия, а также если они пребывали на иждивении у попечителей, опекунов или родственников и теперь по ряду причин им не может быть возвращена та жилая площадь, которую имели их родители.
  • Были направлены по распределению как специалисты на работу в другую область или регион.
  • Проходили обучение в высшем, профессионально-техническом, среднетехническом учреждении, в аспирантуре, ординатуре и т.д.
  • Согласно Закону о статусе судей в РФ, местной администрацией городским судьям должно быть предоставлено жилье в течение шести месяцев с момента вступления судьи в должность. Имеется в виду благоустроенное жилье, если у судьи такового в населенном пункте не имелось. Предоставляется внеочередное жилье также работникам прокуратуры, участковым инспекторам на тех же условиях – в течение шести месяцев после вступления в должность.
  • Инвалидам и гражданам пенсионного возраста, если они находились на лечении в стационарных учреждениях, а затем выписались из этих лечебных учреждений и теперь нуждаются в жилье. Им может быть возвращено их прежнее жилье, если оно соответствует санитарным нормам проживания или предоставлено вне очереди другое жилое помещение.

Какая категория граждан РФ имеют первоочередное право на получение жилья?

На основании статьи 36 Жилищного Кодекса РФ, в первоочередные списки на получение жилья могут быть внесены граждане:

  • Инвалиды Великой Отечественной войны и участвующие в боевых операциях в защиту Родины и граждан РФ (в том числе сотрудники МВД, ФСБ и других воинских подразделений).
  • Семьи пропавших без вести или погибших в годы ВОВ и в других боевых действиях на территории России и за ее пределами. К членам таких семей приравниваются и иждивенцы этих категорий граждан, их супруги, родители, дети-инвалиды и т.д.
  • Герои России и Советского Союза, Герои Труда, а также лица, которым были вручены ордена Трудовой Славы, ордена Славы, ордена трех степеней «За службу Родине в Вооруженных Силах».
  • Лица с тяжелыми формами хронических заболеваний (список таких заболеваний можно прочитать в соответствующей статье Жилищного Кодекса РФ). К примеру, это может быть туберкулез, тяжелая форма бронхиальной астмы, псориаз, психические заболевания в тяжелой форме и т.д.
  • Семьям, чьи родственники (супруги, родители) погибли при исполнении служебных или государственных обязанностей, выполняя свой долг, как гражданина РФ, спасая жизни других граждан или охраняя правопорядок страны.
  • Инвалиды I и II групп, получившие увечья во время боевых действий или в гражданских операциях, а также в результате врожденных увечий или тяжелых заболеваний.
  • Рабочие и служащие отраслей жилищно-коммунального хозяйства, социально-бытовых организаций, долгое время проработавшие в одной сфере производства. Такие граждане могут получить первоочередное право на получение жилья после собрания коллектива, на котором составляется договор, подписанный администрацией организации или предприятия, а также представителями профсоюзного комитета.
  • Женщины, получившие звания «Матери-героини», а также семьи, в которых воспитываются трое и более детей несовершеннолетнего возраста, одинокие матери и семьи, в которых родились близнецы двойни, тройни и т.д.
  • Спасатели из профессиональных или общественных аварийно-спасательных формирований.
  • Педагоги, медики и другие служащие, в чьих услугах нуждаются местные лечебные, оздоровительные, общеобразовательные, дошкольные и другие учреждения или предприятия населенных пунктов РФ.
  • Дается первоочередное право на жилье служащим полиции и таможенной службы.
  • Лица, пострадавшие от политических и экономических репрессий.

На самом деле все эти вышеприведенные списки внеочередников и первоочередников на получение жилья или на улучшение жилищных условий являются далеко не исчерпывающими.

Согласно Законодательным нормам ЖК РФ, предусмотрены и другие случаи, когда граждан из общего списка на получение жилья могут переместить в другие категории списков – первоочередников и внеочередников.

Жилье из жилищного фонда распределяется при участии администрации населенных пунктов РФ при участии профсоюзных комитетов, а также представителей местных предприятий, организаций, учреждений и т.д.

Ежегодно правительством придумываются и принимаются все новые поправки в статьи ЖК, чтобы распределить имеющееся жилье между категориями особо нуждающихся в нем граждан.

При этом нужно и не преступать основные законодательные нормы, чтобы не ущемлять права остальных граждан в общих очередях на получение жилья.

Ситуация, на первый взгляд, выглядит как «жалкая попытка» реализовать насущные потребности граждан в жилье, но условий для их бесплатного заселения в нормальные жилые помещения у государства нет. В результате нормы законодательства выполняются лишь на бумаге, а на деле права очередников не реализуются.

Источник: https://DoorinWorld.ru/stati/pervoocherednaya-i-vneocherednaya-ochered-na-kvartiru

Право на внеочередное и первоочередное получение жилого помещения

Кто имеет право на первоочередное получение жилья

Потяркин Д., кандидат юридических наук.

После введения в действие нашумевшего Закона о монетизации льгот система жилищных льгот начала претерпевать кардинальные изменения. Не способствовал установлению четкой и ясной системы жилищных льгот новый Жилищный кодекс РФ, вступивший в силу с 1 марта 2005 г.

Необходимо определить, какие жилищные льготы оставлены жилищным законодательством в силе на сегодняшний день.

Жилые помещения, согласно ст. 57 ЖК, по общему правилу предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. При этом ЖК допускает случаи внеочередного предоставления жилищных помещений лишь следующим категориям:

  1. гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
  2. детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
  3. гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.

Согласно ст. 51 ЖК перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством РФ.

Такой Перечень был утвержден (более чем с годовым опозданием) Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. “Об утверждении Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире”.

Особо в Перечне следует отметить граждан, страдающих активной формой туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза, социальные гарантии которых определены также в специальном законе – ФЗ от 18 июня 2001 г. “О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации”. В п. 5 ст.

14 Закона установлено, что больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному, а также проживающим в квартирах коммунального заселения и общежитиях, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

В этом случае внимания заслуживает норма о возможности выделения отдельной комнаты. При ее применении может возникнуть коллизия с ЖК, определяющим, что основное условие для внеочередного предоставления жилья – лишь невозможность совместного проживания в квартире, даже несмотря на фактическую допустимость выделения отдельной комнаты.

Так, в соответствии со ст. ст. 51 и 57 ЖК жилые помещения предоставляются вне очереди гражданам, проживающим в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи есть больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющим иного жилого помещения.

Оговорка о том, что квартира должна быть занята несколькими семьями, не четкая.

Как следует из ст. 2 Семейного кодекса РФ, ст. ст. 31 и 69 ЖК, к членам семьи относятся супруги, родители и дети. Заметим, законом не установлено, что дети должны быть обязательно несовершеннолетними.

Получается, что совершеннолетний сын и его дети, проживающие в квартире родителей, – фактически другая семья, хотя, в соответствии с указанными законами, сын входит в состав одной семьи.

В этой связи в Законе города Москвы от 14 июня 2006 г.

“Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения” было установлено, что члены семьи заявителя – это супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.

Вне очереди жилое помещение предоставляется жителям города Москвы, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых устанавливается федеральным законодательством, совместное проживание с которыми в коммунальной квартире невозможно.

Коммунальной принято считать квартиру, состоящую из нескольких жилых помещений (комнат), принадлежащих двум и более пользователям и(или) собственникам, не являющимся членами одной семьи, на основании отдельных договоров. Такое определение дано в ст. 15 Закона города Москвы от 11 марта 1998 г. “Основы жилищной политики города Москвы”.

Получается, что если несколько семей проживают в квартире на основании единого документа (например, одного договора социального найма на всю квартиру), то в таком случае по ЖК у граждан есть жилищная льгота, а в соответствии с московским законом, в силу того что нет документального подтверждения статуса коммунальной квартиры (два и более договора, свидетельства о праве собственности на комнаты и т.д.), – нет.

По сравнению с Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 г., число льготных категорий намного сократилось. Законодатель отказался от открытого перечня случаев, когда возможно внеочередное предоставление жилых помещений.

Процесс ревизии таких прав начался, правда, еще до принятия нового ЖК. К примеру, были внесены изменения в Закон о прокуратуре, в результате чего право на внеочередное получение жилого помещения было заменено на право быть обеспеченным жильем в порядке, определяемом Правительством РФ.

Такая же судьба постигла и аналогичную норму в отношении судей.

Ранее, помимо предоставления жилого помещения вне очереди, было право на первоочередное получение жилья. Статья 36 ЖК РСФСР предусматривала 11 категорий граждан, обладавших правом на первоочередное улучшение жилищных условий.

К ним относились инвалиды и участники Великой Отечественной войны, Герои Советского Союза, лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, инвалиды труда, семьи лиц, погибших при исполнении государственных обязанностей, рабочие, длительное время добросовестно проработавшие в сфере производства, многодетные семьи, одинокие матери, семьи при рождении близнецов, учителя, спасатели.

Перечень был открытый.

Например, на основании Закона РФ от 18 апреля 1991 г. “О милиции” сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, предоставляется жилье в первоочередном порядке (ст. 30).

Эта норма, в отличие от перечня из ЖК РСФСР, действует и сегодня, что не соответствует нормам нового ЖК. Схожие нестыковки есть и у других законов.

Помимо изложенных видов права на получение жилого помещения в обход общей очереди российскому законодательству знаком и такой институт, как улучшение жилищных условий в течение определенного срока, установленного нормативным правовым актом.

Например, ст. 10 ФЗ от 17 декабря 1994 г. “О федеральной фельдъегерской связи” определяется, что в случае гибели лица начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи его семье жилое помещение предоставляется не позднее одного года со дня его гибели.

Похоже решается вопрос в случае гибели сотрудника Государственной противопожарной службы при исполнении служебных обязанностей (ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1994 г. “О пожарной безопасности”).

Учитывая фактическое состояние очереди, такое право получить жилье в течение определенного законом срока, по сути, можно также отнести к разряду внеочередных.

Несправедливо было бы отказываться от признания льгот тех граждан, которые встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до принятия нового Жилищного кодекса и жилищные льготы которых возникли на основании нормативных актов, принятых также до нового ЖК РФ.

Например, жители Москвы, принятые на учет до 1 марта 2005 г. и имевшие право на жилищные льготы, сохраняют свое право на первоочередное или внеочередное обеспечение жилыми помещениями, если они представили до 1 марта 2005 г.

в жилищные органы документы, подтверждающие соответствующее право, и на момент предоставления или приобретения с помощью города Москвы жилого помещения сохраняют основания, послужившие условием предоставления соответствующих льгот (Закон г. Москвы от 14 июня 2006 г.

N 29 “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения”).

Эта позиция подтверждена и на практике – в 2006 г. жилые помещения государственного жилищного фонда Москвы предоставлялись, в частности, гражданам, проживающим в Москве не менее 10 лет и имеющим право на:

  • внеочередное предоставление жилых помещений и принятым на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. с учетом даты возникновения права на получение жилищных льгот;
  • первоочередное предоставление жилых помещений и принятым на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 1989 г. с учетом даты возникновения права на получение жилищных льгот (Постановление Правительства Москвы от 2 мая 2006 г. N 306-ПП).

Источник: https://WiseLawyer.ru/poleznoe/27476-pravo-vneocherednoe-pervoocherednoe-poluchenie-zhilogo-pomeshheniya

Право на получение жилья вне очереди

Кто имеет право на первоочередное получение жилья

В силу своей профессиональной деятельности мне приходилось сталкиваться со случаями, когда на просьбы граждан, имеющих в соответствии с Жилищным кодексом РФ (далее – ЖК РФ) право на получение жилья вне очереди, органы местного самоуправления отвечали отказом, ссылаясь на то, что предоставлением жилья заявителям будут нарушены права иных граждан, которые также обладают аналогичной льготой, поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включены в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма (далее – список внеочередников), ранее заявителей, но до настоящего времени не обеспечены жилыми помещениями.

Поскольку в ЖК РФ отсутствует указание на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено вне очереди, оно будет выделяться с установленной очередностью по списку внеочередников, который формируется и ведется органом местного самоуправления в соответствии с законом субъекта РФ.

В некоторых случаях суды общей юрисдикции при рассмотрении исков граждан о предоставлении жилья вне очереди, несмотря на имеющееся у граждан право на получение жилья вне очереди, отказывали гражданам в удовлетворении их требований. Так, решением Калужского районного суда Калужской области от 17 декабря 2007 г.

, оставленным без изменения Определением Судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 7 февраля 2008 г., гражданке К.

, страдающей тяжелой формой хронического заболевания, которая дает право на внеочередное получение жилого помещения, было отказано в удовлетворении иска о предоставлении жилья вне очереди.

В решении суд первой инстанции указал следующее:

“Несмотря на то что истица К. имеет право на получение жилого помещения вне очереди, суд при разрешении данного спора учитывает наличие списка очередников, имеющих право на внеочередное улучшение жилищных условий, в котором К. состоит под номером 275.

Поскольку правовыми актами не установлен определенный срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено истице К.

, то суд приходит к выводу о том, что предоставление жилья семье истицы должно производиться с установленной очередностью и без нарушения прав лиц, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий перед ней”.

В связи с изложенным возникают интересные вопросы: предполагает ли внеочередное предоставление жилья включение гражданина в какую-либо очередь и должно ли жилье внеочередникам предоставляться в порядке очередности по списку внеочередников (исходя из времени включения их в данный список)?

Постараемся ответить на эти вопросы.

Жк рф о предоставлении жилья вне очереди

По общему правилу, закрепленному в ч. 1 ст.

57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Как известно, из общего правила есть исключение. И это исключение установлено ч. 2 названной статьи, в соответствии с которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

  1. Гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
  2. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
  3. Гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых не возможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378 (далее – Перечень N 378).

ЖК РФ, закрепив за гражданами, указанными в п. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, право на получение жилья вне очереди, не указал о сроке предоставления жилья данным категориям граждан.

Полагаю, что отсутствие в ЖК РФ указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, указанным в п. 1 и п. 3 ч. 2 ст.

57 ЖК РФ, говорит о том, что жилье должно предоставляться данным гражданам после их обращения в орган местного самоуправления с целью реализации принадлежащего им субъективного права на получение жилья вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников), так как не терпит отлагательства обеспечение жильем тех категорий граждан, которым государство обязалось предоставить жилье вне очереди, не упоминая о сроках исполнения принятой на себя обязанности.

Источник: https://kmcon.ru/articles/jurist1_3310.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.